С тех самых пор, как начался процесс реформирования Конституции, я упорно ищу причины сказать «да» обновленной Конституции. То, что благодаря новой конституции наша страна сделает еще один важный шаг в Европу – причина достаточно веская. Однако достаточен ли этот неуклюжий шаг нашей страны за пределы Южного Кавказа, если все наши остальные шаги направлены совсем в другую сторону?
Небезызвестная студенческая организация известной партии проводит несанкционированный митинг на примыкающем к резиденции главы государства участке проспекта Баграмяна, требуя от посольства Англии не начинать переговоры о вступлении Турции в ЕС, – а мы говорим о мирном, не революционном, а эволюционном пути в Европу. Европа хочет расшириться в сторону Ближнего Востока, то есть сама направляется к нам, а мы говорим: «Ты стой на своем месте, а мы потихоньку придем к тебе».
В нормальных условиях (под «нормальными» я понимаю этот наш пресловутый менталитет) мы должны были бы, плюнув на все, мечтать и молить о вступлении Турции в Евросоюз, ибо совершенно ясно, что тогда все проблемы, мучающие нас в связи с этой соседней страной, могут быть решены в рамках европейского менталитета и европейского законоположения. Так, например, мы могли уже не беспокоиться об уничтожении наших исторических памятников в Турции, поскольку сама Европа не допустила бы этого.
Не было бы и нужды «водить хороводы» вокруг вопроса об открытии закрытых границ, поскольку Европа не терпит закрытых границ. Наряду с возможностью эмиграции в Голландию или Германию мы имели бы все права иммигрировать и на наши прадедовские земли и жить там. Что же касается признания геноцида, то думаю или даже почти уверен, что Европа не позволит Турции вступить в нее, не сбросив с плеч этого тяжкого исторического груза. Тем не менее, мы против членства Турции в ЕС, ибо, в сущности, все вышеперечисленные проблемы нас не очень-то и волнуют. Если вынести вопрос уничтожения памятников из контекста традиционных армяно-турецких отношений, то он представляется даже не особо важным. Ну, памятник, ну уничтожают – что же здесь такого? Мало мы уничтожили своих собственных памятников в советские годы? Или не уничтожаем сегодня старый Ереван, возводя «с иголочки» 2787-летний стольный град?
Открытие границ тоже не Бог весть что. Мы и без этого умудряемся жить, развиваться и процветать – постоянно негодуя в то же время на нашего заграничного соседа. Нашему родному производителю это помогает в отсутствие серьезной конкуренции «всучивать» (простите за уличный жаргон) свой не особо качественный товар, не прикладывая даже малейшего усилия для его нормальной рекламы (не говоря уже о повышении качества). Перспектива перебраться на землю предков – наподобие мечты уехать в Голландию или Германию – тоже не особо впечатляет, ибо Карабах и прилегающие земли уже доказали, что география интересует нас исключительно на карте. Желай мы действительно заселить – заселили бы Зангелан или Джебраил, не говоря уже о самих карабахских селах.
И, наконец, самая важная проблема – вопрос геноцида. Я с полной уверенностью утверждаю, что на пути евроинтеграции Турция признает учиненный ею геноцид, а сам Евросоюз возьмет на себя вопрос компенсации. И точно так же, как наше правительство, поддавшись «Оринац еркир», «компенсирует» вклады населения, так и Евросоюз путем прощения долгов, выдачи новых льготных кредитов или предоставления грантов пустит на ветер цену крови наших несчастных предков. Но важно даже не это. Признание геноцида приведет к необходимости всеобщей революции в армянском обществе, когда должно будет изменить все.
Пусть это не сочтут пророчеством, но все вышесказанное осуществится в ближайшие десять лет, и упомянутая мной всеобщая революция грянет для нас совершенно неожиданно, ибо до самого последнего момента армянский патриот попытается помешать проникновению этой крупной ближневосточной страны в Евросоюз.
Не буду забегать вперед, однако скажу, что мы все еще находимся в дурмане менталитета начала прошлого века, когда у нас не было своего государства, когда мы были провинциями в двух державах, когда в городах обеих этих держав формировались как буржуазия и, уделяя на образование гроши, увещевали учителей воспитывать наших детей армянами. А самым простым способом воспитать их армянами было внушать им дух противоречия.
И сегодня. В просвещенном 21-м веке, когда компьютер не может выполнить разве что приказ «сбегай за пивом», несравнимо более молодая по сравнению с 2787-летним Ереваном столичная мэрия (не говоря уже о чисто возрастной незрелости) предписывает провести в школах конкурс на сочинение «Перо против меча», посвященный, как вы уже догадались, 1600-летию создания армянской письменности. Насколько мне известно из писаний отца нашей истории Хоренаци и других хронистов, святой Месроп Маштоц корпел над этим не на каком-то специальном полигоне, а в библиотеках соседних стран, и пытался создать не какую-то супер-защиту под названием «перо», а знаки письменности, которые вовсе не предназначались для противостояния мечу. Между прочим, весь дальнейший ход истории – вкупе с «бумажным черпаком» и политическими челобитными – доказывает, что перо отнюдь не лучшее средство защиты от меча. Целью Месропа Маштоца был перевод Священного писания. Если помните, именно так все и было: «Понять мудрость и наставления, познать изречения разума».
Необходимость создания алфавита вытекала из необходимости перевода священного писания, необходимость перевода Священного писания – из необходимости быть христианами, потому что это открывало нам дорогу на христианский Запад. Дорогу, которую мы не можем осилить вот уже 1600 лет.