«Нынешний кризис на Ближнем Востоке проявляет тенденции к углублении.. У него гораздо более серьезные причины, чем война, объявленная «Хезболлаху» Израилем», – говорит доктор политологии Армен Айвазян, преподающий в Академии управления РА и Американском университете Армении.
«На самом деле задача состоит в преобразовании всего Ближнего Востока по американо-израильскому и европейскому сценарию, предусматривающего полный контроль над этим богатым нефтью районом. Не исключено, что эта текущая война втянет в себя и Сирию, а это означает почти механическое привлечение Ирана и вспышку большой войны во всем регионе. Этот сценарий может осуществиться если не сейчас, то позже – в связи с ядерными программами Ирана. А ведь наши самые крупные колонии на Ближнем Востоке находятся именно в Ливане, в Сирии и в Иране!» – подчеркивает г-н Айвазян.
«Отток из Ливана в Армению продолжается высокими темпами. В июне к нам за видом на жительство обратились 108 лиц, из которых 97 – граждане Ливана, 10 – Израиля», – говорит заместитель начальника отдела по предоставлению убежища Агентства по миграции Рузанна Петросян. После начала войны в Ливане в Армению выехали почти 700 армян.
«Я жду родителей. Хотя в Бурдж Хаммуде, где сосредоточена большая часть армянской общины, но взрывы слышны, люди испуганы. От Бурдж Хаммуда до Бейрута всего десять минут езды», – встревожено говорит Хачик Шагоян. Он родился и вырос в Ливане, но вот уже два года живет в Армении. «В Ливане легче заработать денег, но в то же время и расходы там большие, продукты и товары дороги. В Армении жизнь гораздо дешевле», – говорит он. Хачик Шагоян основал в Армении цех по производству кофе и заботится о жене и сыне.
В последние три года в Армению постоянно эмигрируют и армяне из Ирака. По данным Агентства по миграции, сюда перебралось уже 390 семей. «Да, конечно, кое-кто из прибывших уже выехал. У многих были свои частные магазины, собственные дома, машины. На эти деньги они купили себе квартиры. Так что можно сказать. Что у них нет намерения уезжать отсюда, говорит г-жа Петросян.
Эмиграция армян с Ближнего Востока в Америку, Европу, Австралию и другие страны началась уже давно. «Можно сказать, что у армян на Ближнем Востоке нет будущего. Нестабильная ситуация порождает с одной стороны экономическую тревогу. В частности, израильские бомбардировки довели Ливан до такой разрухи, что потребуются годы для восстановления страны и нового экономического роста. Кроме того, в Ливане может начаться, как в Ираке, или, вернее, возобновиться гражданская война. Мусульманский фундаментализм порождает на бытовом уровне проблемы и для армян – независимо от доброжелательности государства. И. наконец, эти регионы отстают от мирового развития, а армяне предпочитают жить в развитых странах», – говорит Армен Айвазян, недавно побывавший в Сирии.
«У меня шестеро детей. Троих сыновей еще из Ирака отправил в германию, а сам с женой и дочерьми приехал в Армению, – согласен с ним и Геворг Урбанян. – Она ведь и есть наша родина! Знаете, нет ничего лучше родины, только есть здесь один недостаток – нет работы. В этом вся проблема, а кроме того, и помощи никакой эмигрантам не оказывают. Я оставил в Ираке дома и земли, и подумываю теперь поехать и продать, чтобы суметь содержать семью в Армении».
Сегодня вся семья Геворга Урбаняна жиет по найму – в полуподвальном жилье на окраине Еревана. В ходе нашей беседы г-н Урбанян достает и показывает мне документы: «Я работал со многими европейскими фирмами. По специальности я переводчик с английского. Зарабатывал столько денег, что даже помогал родственникам. Хорошая у нас была там жизнь».
«Сюда приезжают, но у государства нет программ. Возьмите пример с Израиля. Должны быть программы: начиная от языковых курсов и кончая налоговыми льготами. Это армянство надо всячески собирать в Армению, спасти от растворения, ассимиляции, отчуждения, а Армению – вывести из нынешнего демократического кризиса», – подтверждает и г-н Айвазян.
Если в 90-е годы в Армении было зарегистрировано около 80 тысяч новорожденных, то в 2002 году эта цифра снизилась более чем вдвое до 32 тысяч. И эмиграция из Армении все еще продолжается стабильными темпами.
«Надо понимать, что самый большой капитал – это человек. Трехмиллионная Армения просто не может существовать в этой тяжелейшей геополитической среде. Потерять массу диаспоры просто так воистину непозволительно. К сожалению, ни государство, ни зарубежные армянские организации не предпринимают ничего для того, чтобы привести этих армян в Армению. Тогда как в Армении есть свободные площади для расселения – не считая даже освобожденные территории. В странах, имеющих крупные зарубежные диаспоры, существуют особые министерства по вопросам диаспоры. Так, например, в Китае, не испытывающей недостаток человеческих ресурсов, это самое большое министерство. Армения единственное среди таких государств, не имеющее подобного министерства или хотя бы специального государственного комитета. В Израиле имеется Министерство абсорбции (поглощения) иммигрантов, которое за свою долгую деятельность разработало и применяет в этом направлении множество эффективных механизмов. Баку создал соответствующий комитет по делам азербайджанской диаспоры, точно так же поступила и Россия», – рассказывает Армен Айвазян.
Сегодня в Армении уже живут иммигрировавшие на родину тысячи армян, приехавших по собственной воле, по собственной инициативе. «Этих людей нужно приглашать на государственном уровне. Иммиграция несет с собой и прямые инвестиции – как капитала, так и в смысле специалистов. Как встал на ноги Израиль? Только и только за счет иммигрантов»! – убежден Армен Айвазян.