Оппозиция не впала в депрессию

09/08/2006 Лилит АВАГЯН

Сравнивая рейтинги Республиканской партии (РПА) или «Процветаюшщей Армении» (ППА), некоторые аналитики утверждают, что ППА пользуется среди народа более доброй славной, нежели РПА. Что и говорить: те, кто отдает предпочтение одной из этих двух партий, просто не слишком информированы и в своих выводах ориентируются на телерепортажи, рассказывающие о съездах этих партий. Так, весь президиум и трибуну на съезде РПА занимали до смерти надоевшие рядовым телезрителям лица отнюдь с небезупречной биографией, которые произносили предсказуемые слова и выражали не требующие творческого воображения мысли. И совершенно иная ситуация была в случае лидера ППА. На сцене в одиночестве сидел сравнительно молодой, мощный, с не совсем распространенной прической и одеждой руководитель партии, раскованно выдававший не слишком тривиальные мысли и, в довершение всех достоинств, имевший еще много денег. Гагика Царукяна рядовым гражданам в политике или, во всяком случае, в парламенте видеть не доводилось. Не видели даже те два раза, когда господин Царукян, как и многие, все же появился в зале заседаний НС. А следовательно, уверены, что политика, по крайней мере до создания своей партии, была г-ну Царукяну чужда. Чего не скажешь о множестве скучных усталых лиц на съезде РПА. Это поверхностное сравнение дает рядовому гражданину возможность поверить, что наконец-то из лона народа явился «свой парень» (он же – герой). К слову: то же самое народ говорил и в 2003-м году. Но тогда – о лидере Народной демократической партии Степане Демирчяне. Однако последовавшие после выборов события показали, что народ, как правило, в основном ошибается. Это было в 2003-м. И сегодня на наше замечание о непонятной пассивности оппозиции и полном игнорировании фактора оппозиции при распределении рычагов власти лидер ДПА Степан Демирчян ответил: «Власти не учитывают фактор не только оппозиции, но и вообще народа!»

Как утверждают руководители почти всех армянских партий, в том числе и НДА, на предстоящие выборы партия готова пойти в одиночку, хотя в принципе не исключается и вариант блока. «Очевидно одно – оппозиция не деморализована. Оппозиция еще скажет свое слово!» – оптимистично уверяет г-н Демирчян. «Конституционным путем?» – попытались мы уточнить методику действий оппозиции, но только вызвали этим гнев С. Демирчяна: «Когда я говорю, что конституционным путем, это дает повод для анекдотов, остроумия. Но я повторяю: мы не сторонники вооруженной борьбы. Мой ответ тот же: средства для меня столь же важны, что и цель!» В последние годы ДПА, как и многие другие партии, пополняющие оппозиционное поле, выступали в самых разных форматах, которые, однако, так себя и не оправдали. Воссоздание этих форматов, во всяком случае, для С. Демирчяна уже лишено смысла. «Сегодня народ потерял надежду, потому что подавляющее большинство общества больше не верит в проведение цивилизованных выборов. И, конечно, общество имеет все основания считать так, поскольку выборы постоянно фальсифицируются этой властью. Но для борьбы с этой властью создание блоков вовсе не обязательное условие. Жизнь показала, что создаваемые форматы в конечном итоге должны быть действенными», – считает лидер ДПА, предлагая всему оппозиционному лагерю объединиться против криминализации политического поля, а не сливаться механически.

Интересно было бы узнать также оценки ДПА, в частности, относительно двух властных партий и их возможного объединения. Такой вопрос мы и задали в надежде на ответ С. Демирчяна. Однако он был краток: «Вопросы об этих партиях я бы просил направить им самим, а мне направляйте вопросы о ДПА!» Из направленных вопросов о ДПА далось выяснить следующее: «Мы будем делать свое дело независимо от того, в каких отношениях между собой властные партии. Что касается активности власти, то это понятно: год предвыборный, и они должны делать все для своего воспроизводства. Эта административная банда, при власти которой процветает беспредел, а преступники свободно разгуливают на свободе, не имеет никакой возможности победить в честной борьбе. Общество не может смириться с этим. В борьбе с этим оппозиция должна быть на передовой линии. Мы будем бороться и победим так же честно, как побеждали и раньше. Народ в состоянии понять, кто и что из себя представляет, общество не может смириться со всем этим. Разумеется, делается все, чтобы деморализовать общество, однако общество не мертво».

Никто не сомневается: общество, конечно же, живо, однако то же общество имеет все основания рассеять оптимизм г-на Демирчяна. Общество уверено, что оппозиция в разброде, что она бездеятельна и нерешительна, что личные претензии среди оппозиционеров доминируют над национальными интересами. А кроме того, общество сегодня настолько утратило надежду и активность, что предпочитает скорее смириться с царствующей вседозволенностью, чем выйти на площадь.

«Вы знаете, я лучшего мнения о нашем народе, – не согласен лидер ЛПА. – Как показывает опыт, народ всегда восставал – свидетелем тому выборы 2003-2004-го годов. Что же касается консолидации оппозиции, то были и примеры консолидации – в том же 2004-м. И сейчас, я думаю, оппозиционные партии найдут пути сотрудничества». Что же касается появляющихся в прессе прогнозов, предопределяющих большинство в парламенте той или иной властной партии, то, по мнению руководителя ДПА, результаты выборов нив коей мере не предопределены: «Я повторяю: в честной борьбе оппозиция победит!»

На фоне последних событий вокруг урегулировании проблемы Карабаха любопытно было бы выяснить место проблемы карабахского урегулирования в усилиях оппозиции прийти к власти (пусть даже конституционным путем). В этой связи С. Демирчян заверил, что хотя варианты урегулирования проблемы всегда влияли на внутриполитическую ситуацию, однако подавляющее большинство народа недовольно проводимой политикой и не может смириться с ней. И, следовательно: «Я говорю, что оппозиция скажет свое слово – мы готовы бороться. Мы честно боролись, высказывали свои точки зрения всеми возможными методами. Спекулятивно утверждают, будто мы не занимаемся конкретными вопросами. Однако это абсолютная ложь. Мы считаем, что единственным предварительным условием для развития нашей страны является уход этой власти. Ведется пропаганда, будто в стране нет оппозиции, и т. д., и т. п. Но я вам скажу, что в стране было бы намного хуже, не будь оппозиции!»

Те, кто придерживается иного мнения и готов дискутировать с г-ном Демирчяном, могут отправиться в Джермук, куда на несколько дней отправился отдохнуть лидер Демократической партии Армении Степан Демирчян.