Не поехав на неформальный саммит глав государств СНГ, Михаил Саакашвили освободившееся время посвятил наведению порядка во власти. Согласно требованиям народа, оппозиции, общественности etc. Кадровые перестановки, однако, свелись к отставке лишь государственного министра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы. Его не оказалось в новом списке членов правительства. А всех остальных ожидает знакомая процедура утверждения на должностях.
Цинизм властей в данном случае поразителен! Вы требовали новый кабинет министров, из-за этого устраивали митинги и голодовки?! Пожалуйста – новый кабинет министров! В котором не нашлось места порядочному интеллигентному Хаиндраве, а наводнивший структуры МВД убийцами Вано Мерабишвили, против которого собственно и начался общественный протест, остается на своей должности.
Гога Хаиндрава, было видно, а еще до последнего было предполагаемо, так и не стал абсолютно своим в пропрезидентском «Национальном движении» – «свой среди чужих, чужой среди своих». Он, во время грузино-абхазской войны занимавший пост спецпредставителя президента (тогда Эдуарда Шеварднадзе) в Абхазии, действительно уверен в необходимости исключительно мирного урегулирования конфликтов, в отличие от большинства чиновников, повторяющих этот набор слов и явно не понимающих как такое возможно – мирное урегулирование конфликта. У госминистра, к сожалению, уже бывшего было четкое понимание ситуация – путем контактов, переговоров, постоянного общения, несмотря на провокации, добиться для начала восстановления доверия, затем – реализация совместных грандиозных по инвестициям и объемам проектов по экономической реабилитации неподконтрольных автономий – а там с Божьей помощью, пусть и не сейчас, а через поколение или поколения, будут забыты войны и унижения и люди найдут общий язык.
Хаиндрава всегда выступал за соблюдение заключенных с сепаратистами соглашений. Пусть даже в одностороннем порядке. Когда по Цхинвали в день празднования осетинской стороной дня независимости были произведены выстрелы из миномета, госминистр заявил, что стрелять мог либо дегенерат, либо враг Грузии. Естественно, он не мог не знать о том, что без ведома министра обороны Ираклия Окруашвили в этом ведомстве и муха не летает. Это был своего рода вызов всесильному могущественному главному «ястребу» грузинского правительства. Впрочем, министр обороны и госминистр до того уже устраивали заочную пикировку по поводу путей восстановления территориальной целостности страны.
Хаиндрава во всеуслышание выступил против властей, когда постыдным образом была уволена с поста министра иностранных дел, блестящий дипломат с колоссальным опытом работы на высоких должностях в МИД Франции и евроструктурах Саломэ Зурабишвили. «Это ошибка», – заявил Хаиндрава. Подобное, конечно, не могло нравиться к скатывающимся к партократическому режиму лидерам «Нацдвижения».
Георгий Хаиндрава довольно жестко «высек» власти, когда из аджарских гостиниц были насильно выселены проживавшие там беженцы из Абхазии. «С этими людьми нельзя обращаться силой, если они и не правы стократно. Они потеряли в Абхазии все: родных, близких, дома, имущество. Они который год скитаются по углам, еле сводя концы с концами, и свое же грузинское правительств посылает на них полицейские спецотряды! У меня слов нет!» – заявил Хаиндрава.
Еще одну публичную «порку» властям он устроил после решения суда по делу убитого высокопоставленными сотрудниками МВД банковского клерка Сандро Гиргвлиани, о чем «168 часов» писали не раз. «Недавно 14-летнему пацану за драку влепили 10 лет тюрьмы. А профессиональным убийцам и садистам присуждается 7-8 лет! Власти не выдерживают экзамена на демократичность», – сказал Хаиндрава.
Последнее, пожалуй, расхождение во взглядах появилось после инцидента грузинской военной полиции с сотрудниками посольства России и находившегося с ними генерала Валерия Евневича, прибывшего в Грузию, а точнее в зону грузино-осетинск5ого конфликта, в очередной раз без грузинской визы. Назвав генерала провокатором, Хаиндрава при этом обратил внимание на то, что подчиненная Окруашвили полиция не имела права останавливать и обыскивать автомобиль с дипломатическим номерами. «Это, конечно, нарушение Венской конвенции», – признал Хаиндрава. Министр обороны в ответ обвинил госминистра в политическом кокетстве и почему-то в шельмовстве. А на следующий день Хаиндрава узнал от журналистов о том, что его нет в новом списке кабинета министров.
Комментируя свою отставку, он заявил, что не хочет выносить сор из избы, но, когда Окруашвили перестанет быть министром обороны, что не за горами, он обязательно спросит ответа за брошенные обвинения в кокетстве и шельмовстве. «Политическое кокетство это не признание неправомочности действий военной полиции, а дешевые обещания Окруашвили встретить наступающий Новый год в Цхинвали – для этого нет никаких предпосылок, клятвы вот-вот вернуть Абхазию – это тоже достаточно «долгий» проект, это постоянные угрозы в адрес Сухуми и Цхинвали, тамошних лидеров», – сказал Хаиндрава. «Политический курс в отношении утраченных территорий с моим уходом в отставку не изменится – альтернативы мирному урегулированию нет, это должны понимать все», – заявил он «168 часам».
Тем не менее, политики и эксперты в своей оценке ситуации едины – угроза каких-то спонтанных действий в конфликтных зонах сильно возросла. Свою озабоченность отставкой Георгия Хаиндравы выразили и в Москве, и в самопровозглашенных республиках. А если вспомнить недавнюю совершенно неожиданную «ссылку» спецпредставителя президента в грузино-абхазском урегулировании Ираклия Аласания, сумевшего после четырехлетней паузы, возобновить грузино-абхазские переговоры, на должность представителя Грузии в ООН, то разговоры о победе в грузинских верхах «партии войны» перестают казаться надуманными. Правда, тот же Хаиндрава, комментируя собственную отставку, заявил, что такой партии в Грузии нет и призвал не драматизировать обстановку. Что ж, достойный уход достойного политика.