«В Армении сейчас свобода, надо только правильно сориентироваться»

26/07/2006 Нуне АХВЕРДЯН

Известный и популярный композитор Тигран Мансурян лишь недавно вернулся из Германии, где принимал участие в музыкальном фестивале имени знаменитого скрипача Олега Кагана. По заказу фестиваля он написал произведение, которое называется «Magnus Dei». «Я был единственным композитором, которому фестиваль заказал произведение», – говорит Т. Мансурян.

Сегодняшнее наше «культурное поле» Тигран Мансурян сравнивает с моделью культуры советских времен. «На культурном поле нет разграничения, – говорит он. – Мы рассматриваем всех как одинаковую ценность, тогда как дешевый товар дешев повсюду, а дорогой – дорог везде. Между Шостаковичем и поп-звездами должна быть разница! Советский Союз, что и говорить, хорошо смотрел за своими слугами, в том числе людьми искусства. Но он рассматривал их всех как одинаковую ценность: полотна Сарьяна и студента-выпускника оказывались в одном и том же прейскуранте…» По мнению композитора, мы и сегодня часто путаем такие разные сферы, как, скажем, живопись и искусство оформления витрин, подлинно авангардную музыку и безвкусное эпигонство. В нашем культурном поле, отмечает он, много мусора, но таково положение во всем мире. «Значит, на этот мусор есть спрос», – заключает он.

«Я независим, никому не даю отчета, ни от кого не жду ни разрешений, ни оценок, ни гонораров. Будь я в таком же положении десять лет назад, я бы успел сделать гораздо больше. Если это ценю даже я, то, думаю, еще большее значение это должно иметь для молодежи», – говорит Тигран Мансурян, который никогда не считал себя «человеком советской системы», «не получал от государства подарков и распределяемых заказов» и «не играл по правилам той игры, которая диктовалась другим». Он всегда пытался сохранять определенную дистанцию между властными принуждениями и своей творческой свободой. И сейчас, когда после обретения Арменией независимости уже прошло порядочное количество лет, он убеждает молодых творческих людей сполна воспользоваться предоставленными им возможностями. «В какой бы стране мира я ни побывал, везде чувствую себя и дома, и повсюду. В любой момент могу уехать, встретиться с другими музыкантами, составить представление о современной авангардной музыке», – делится композитор, вспоминая времена, когда работа композитора считалась частью идеологии, а потому его и не отпустили поехать в Италию учиться. А сейчас, когда такая возможность имеется, надо ценить ее и благодарить судьбу. По мнению Тиграна Мансуряна, жизнь сегодня напоминает борьбу за выживание, но если человек точно знает, чего хочет, то он обязательно найдет способ осуществить свою мечту. «Надо только правильно сориентироваться», – утверждает он.

Поделился композитор своим мнением и о людях искусства, которые идут в политику: «В свое время это было модой, теперь же, кажется, эта мода проходит. Я уверен, что писатель, став депутатом, вынужден отказываться от своего письменного стола. А тот, кто предпочел письменный стол, – от политики».

Тигран Мансурян, человек признанный, популярный и любимый, никогда не претендовал на излишнее внимание. Он всего лишь писал музыку. Но зато такую музыку, которую будут слушать веками.

К конкурсу на гимн Армении Тигран Мансурян, в отличие от Роберта Амирханяна, относится гораздо снисходительнее. «Наверное, у Амирханяна имелись основания сомневаться в честности этого конкурса. У меня их нет», – считает он. Т. Мансурян представит на конкурс свой вариант гимна, который он написал на слова стихотворения Егише Чаренца «Я Армении милой моей…» «Это стихотворение настолько известно и любимо, что надо было только окрылить ее мелодией», – говорит композитор. Он признается также, что в Армении не получал заказов на музыку, хотя ему очень хочется написать «Реквием», посвященный памяти жертв геноцида. «Я хотел написать свой «Реквием» к 90-й годовщине геноцида, однако не нашел заказчика, хотя долго искал. А если композитор не имеет заказчика и несколько лет посвятит написанию лишь одного произведения, то лишится дохода», – признается он.

Отмечая, что «людей, пишущих классическую музыку, немного», Тигран Мансурян замечает, что музыка не имеет языковых ограничений и не нуждается в переводе – она может затронуть струны души каждого человека, заставить переживать всех людей.