В конце прошлой недели Россия перекрыла контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» – единственный общепризнанный КПП на российско-грузинской межгосударственной границе. Внезапное перекрытие границы, связанное с ремонтными работами, уже вызвало проблемы, поскольку в непосредственной близости от КПП «Верхний Ларс» уже накопилось около ста единиц автотранспорта, и около полутора сотни человек ожидают разрешения на переход границы в российском направлении. Из грузинских чиновников, пытающихся хоть как-то разобраться в ситуации, преуспел лишь губернатор приграничного Мхцхета-Тианетского региона Василий Маглаперидзе: «В разговорах российские пограничники говорят мне, что граница будет закрыта на протяжении четырех месяцев, а на официальном уровне – о двух неделях. В любом случае, нас надо было предупредить. У жителей приграничья, пользующихся льготным безвизовым режимом пересечения границы уже возникли серьезные проблемы».
Еще большие проблемы возникли у Армении, пользующейся этой дорогой для экспорта сельскохозяйственных продуктов в Россию. Собственно на это указал грузинский премьер-министр Зураб Ногаидели, находящийся в эти дни в Батуми на грузино-армянском бизнес-форуме. «По большому счету закрытие сухопутной границы нам не очень важно, потому что из-за торгового эмбарго, введенного Россией, ее экономическая целесообразность стала минимальной. Но этого нельзя сказать про наших армянских друзей», – заявил Ногаидели. Его коллега Андраник Маркарян предстал перед журналистами куда более озабоченным. «Это сильный удар по нашим производителям сельскохозяйственных товаров. Мы уже начали работать над альтернативным маршрутом поставок в России. Речь идет о грузинском порте Поти и Новороссийске. Но я очень надеюсь, что граница будет открыта в скором времени», – поделился премьер-министр Армении своими тревогами.
Однако оптимизм Маркаряна может оказаться безосновательным. Россия за последние годы приучила к своеобразному политическому хамству, не делая исключений даже для тех, кого называет своим стратегическим партнером. В данном случае – Армении. Так что открытие границы, исходя из таких реалий, стал «чисто российским внутренним делом». В Тбилиси так и не смогли узнать ни официальных причин закрытия россиянами КПП «Верхний Ларс», ни то, когда же КПП все-таки заработает и движение в российском направлении восстановится. На специальном брифинге заместитель министра иностранных дел Мераб Антадзе сообщил: «Несмотря на многократные попытки работников нашего ведомства, мои лично, пояснений из МИД РФ по интересующим нас вопросам получить не удалось». По его словам, в любом случае Россия грубо нарушила условия межгосударственного соглашения, по которому о возникновении подобных ситуаций стороны обязаны извещать друг друга заблаговременно, а также общепринятые международные этические нормы. «Я не исключаю и того, что мы имеем дело с неожиданной реакцией Москвы на недавний успешный визит нашего президента в США», – поделился Антадзе.
Если это так, то нужно внести уточнение – в последний день пребывания в Америке грузинский лидер не удержался от очередной порции выпадов в адрес Москвы, сообщив заокеанской аудитории о том, что на бывшую военную базу в Гудаута (Абхазия), ликвидированную в рамках Стамбульских соглашений о сокращении стратегических вооружений, в больших количествах, якобы, перебрасываются современные российские техника и оружие. Это-то и могло вывести Москву из равновесия скорее, чем сам визит Саакашвили.