Стартовал кинофестиваль «Золотой абрикос»

15/07/2006 Нуне АХВЕРДЯН

Кинофестиваль «Золотой абрикос» является, пожалуй, самым важным событием нашей культурной жизни. И 10-го июля Ереванский международный кинофестиваль начал свою работу. Начался просмотр фильмов, начало работать жюри. В зале кинотеатра «Москва» и на примыкающей к нему площади состоялась церемония открытия кинофестиваля и обряд благословения абрикоса.

Жюри игрового фильма кинофестиваля «Золотой абрикос» возглавляет в этом году знаменитый Морц де Хадельн – человек, который создал кинофестиваль в Локарно, долгие годы был президентом Берлинского кинофестиваля и добился того, что он стал одним из самых престижных в мира. Затем по приглашению президента Италии Берслускони он возглавил Венецианский кинофестиваль и сумел за два года полностью изменить его. Борясь с засильем американских фильмов и американских стандартов, М. де Хадельн составил конкурсную программу, идущую «вразрез общего течения» и объявил войну однообразию. Он не приветствует «хорошо и правильно» снятые фильмы и объявил в Ереване, что «в фильмах главное – содержащиеся в них послания». «Я хоть и председатель жюри, но не считаю, что дело жюри – судить: мы можем только сравнивать», – сказал г-н де Хадельн. Он подтвердил также, что сегодняшнее кино все больше и больше смахивает на простую развлекаловку. «Мы смотрим фильмы, где есть плохие парни и хорошие парни. От зрителя сегодня требуется более простая реакция. Сегодняшнего зрителя я называю зрителем с пультом телеуправления. Он быстро-быстро переключает каналы, ибо у него недостает терпения до конца досмотреть что-то одно. Именно поэтому мы не можем получить удовольствия от кино или, скажем, от концерта.

А американский кинорежиссер Годфри Реджио, возглавивший жюри документального кино, сказал: «Красота кино – в первую очередь в его субъективизме. Объективное критики быть не может: фильм нам или нравится, или не нравится. Это как любовь – порой ведь затрудняешься объяснить, за что любишь того человека и не любишь другого. Если мы, сидя в кресле, смотрим фильм и ощущаем неудобство, то, значит, плох сам фильм». 14 прожитых им 66 лет Г. Реджио провел молчании, молитвах и воздержании, работал проповедником, занимался благотворительными акциями. Он известен своей документальной трилогией «Стой!», в центре которого – человек и природа. Человек может попытаться построить свою жизнь по законам природы, но может и стать ее разрушителем. Г. Реджио, один из крупнейших кинодокументалистов нашего времени, пытается понять и воспроизвести облик и суть человека. В Ереване он будет координировать работу жюри документального кино. «Кинематограф – это в первую очередь слово, а в слове мы свободны», – сказал режиссер, ищущий равновесие в жизни.

Актриса Арсине Ханджян, возглавляющая третье жюри кинофестиваля – конкурса «Армянская панорама» – не принимает участия в фестивальных интервью. Она прибыла в Ереван с небольшим опозданием и сразу погрузилась в обязательные просмотры. Зато в интервью принял участие ее супруг и президент кинофестиваля «Золотой абрикос» кинорежиссер Атом Эгоян, пожелавший кинофестивалю благополучного завершения: «Моя карьера построена на фестивалях. Я и сегодня часто принимаю участие в фестивалях и попытаюсь использовать свои связи и контакты и помочь «Золотому абрикосу», – сказал он.

Роман Балаян

Знаменитый кинорежиссер Роман Балаян, родившийся в Карабахе, получивший образование в Ереване и живущий в Киеве, заметил, что был очень удивлен и обрадован, узнав в прошлом году, что не снимающая фильмов столица имеет свой кинофестиваль. «Я из тех немногих армян, которые, узнав о «Золотом абрикосе», искренне обрадовался. Люди приезжают в Ереван и уходят довольными и удовлетворенными. Когда организаторы решили сделать кинофестиваль всеармянским, я сказал им: не надо делать его всеармянским, сделайте международным! Руководство Армении должно понять, что этот кинофестиваль может принести славу Армении, и ему надо давать деньги. Слышал, что есть и недовольные кинофестивалем, это в основном местные армяне. Что поделаешь: недовольство – одна из наших национальных особенностей. Недовольны в основном те, которые находятся не на своих местах или кому не досталось пригласительных билетов». У Р. Балаяна в Киеве есть собственная киностудия, на котором он сейчас снимает фильм «Избранный» по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Как и в других фильмах режиссера («Полеты во сне и наяву», «Леди Макбет Мценского уезда», «Храни меня, мой талисман», «Ночь светла») в основе новой картины также лежит идея внутренней свободы человека. Р. Балаян очень ценит дружбу и приезжает в Ереван, чтобы избыть тоску по друзьям. «Я стараюсь приезжать в Ереван так, чтобы побывать и в Арцахе. К сожалению, на этот раз в Арцахе не буду».

Александр Адабашьян

«Сегодняшнее кино очень отличается от того кино, которое создали два очень конкретных брата. Ресь о братьях Люмьер. Я не могу сказать, стало оно лучше или хуже – оно просто другое», – с присущим ему юмором заметил гость «Золотого абрикоса», актер и киносценарист Александр Адабашьян. – Искусства, существовавшие до кино, имели естественную природу и не нуждались в технических средствах. Можно было быть неграмотным, но создавать стихи. Если нет здания театра – можно играть на улице. А если изъять у кино пленку и камеру, то оно перестанет существовать. Кино сейчас больше индустрия, чем искусство. И, в конце концов, кино – это продукция, которая проходит через руки многочисленных посредников, прежде чем дойдет до зрителя. А американцы поставили это дело на конвейер, предоставляют огромные деньги – на рекламу, на создание «звезд». Там работает громадная кинофабрика. И кино подвергается мутации. И, наконец, я думаю, что если у кино есть точный день рождения, то у него будет и точный день кончины». А. Адабашьян, сотрудничавший с Никитой Михалковым и являющийся автором сценарием нескольких блестящих фильмов, высоко оценивает значение «Золотого абрикоса». «здесь может родиться множество проектов, – говорит он. – Кинофестиваль создает прекрасное поле для сотрудничества».