У сопредседателей меняется настроение

09/07/2006 Рафаел ТЕЙМУРАЗЯН

Накануне сопредседатели Минской группы ОБСЕ во второй раз за последние две недели выступили с совместным заявлением. По их словам, их второе заявление направлено на разъяснения основных принципов Карабахского конфликта.

На первый взгляд между этим заявлением и заявлением от 22-го июня в Вене существенных различий нет: перечисляются шаги, предпринятые посредниками по урегулированию за последние семь месяцев, и излагаются его основные принципы, представленные президентам Армении и Азербайджана. Принципы эти основываются на следующем: «Вывод армянских войск с окружающих Нагорный Карабах азербайджанских территорий – особым подходом в отношении районов Кельбаджара и Лачина (включая коридор между Арменией и нагорным Карабахом)». Заметим, что, в отличие от первого заявления, на этот раз здесь, хоть и весьма неопределенно, говорится о коридоре, связывающем Армению и Арцах. В заявлении МИД РА, последовавшем после первого заявления посредников, справедливо указывалось, что сопредседатели лишь частично раскрыли принципы карабахского урегулирования: в частности, молчанием были обойдены вопросы связывающего Армению и Нагорный Карабах коридора и промежуточного статуса НК до намеченного референдума. Однако о промежуточном статусе Нагорно-Карабахской республики нет ни слова и в нынешнем заявлении сопредседателей. Как бы там ни было, и в новом варианте представленных сопредседателями основных принципов каких-либо других уточнений нет – все остается как и прежде: демилитаризация территорий после вывода армянских войск, для определения статуса Карабаха – «референдум или голосование населения, сроки и формат которого будут определены на последующих переговорах», размещение международных миротворческих сил, возвращение внутренних перемещенных лиц «на ранее оккупированные и пострадавшие от карабахской войны территории» и т. д.

Но хотя второе заявление сопредседателей на первый взгляд вроде бы и не содержит каких-либо новшеств, тем не менее, между двумя заявлениями имеется существенная разница. Это – разница в «настрое» заявлений. В предыдущем заявлении говорилось, что сопредседатели исчерпали свои возможности по принятию, формулированию и приведению в окончательный вид вышеуказанных принципов и что они больше не верят, что дополнительные альтернативные варианты, которые могут быть выдвинуты посредниками в результате дополнительных встреч с президентами, приведут к иным результатам, а также, что в данный момент не видят смысла в продолжении на ближайшие несколько месяцев интенсивной посреднической дипломатии и организации новых встреч между президентами, и если действия сторон приведут к возобновлению войны, то президенты двух стран будут нести ответственность перед собственными народами и мировым сообществом. Однако во втором своем заявлении сопредседатели указывают, что они «продолжают верить, что разработанные за последние два года переговоров предложения создают наилучшие возможности для достижения справедливого и длительного урегулирования конфликта». Кроме того, в своем последнем заявлении сопредседатели отмечают, что они глубоко убеждены в том, что пришло время, чтобы президенты, опираясь на вышеуказанные принципы, постарались достигнуть прогресса в процессе урегулирования. Иначе говоря, если в первом заявлении сопредседателей проглядывало больше пессимизма и отчаяния относительно перспектив урегулирования конфликта, то во втором заявлении слышны нотки надежды и оптимизма.

Что же такого произошло за эти две недели, что изменило настроения сопредседателей? По мнению многих, это связано с недавним заявлением министров иностранных дел Большой восьмерки и предстоящим в Санкт-Петербурге саммите Большой восьмерки. Напомним, что 29-го июня, ровно через неделю после первого заявления сопредседателей в Москве состоялась встреча глав МИД стран Большой восьмерки, на которой было принято заявление, непосредственно касающееся и проблему НКР. Министры иностранных дел стран Большой восьмерки призвали президентов Армении и Азербайджана проявить политическую волю, разрешить Карабахский конфликт уже в этом году и подготовить народы своих стран не к войне, а к миру. Министры подчеркнули также, что президенты должны прийти к согласию относительно основных принципов урегулирования – чтобы подписание мирного договора стало возможным уже в этом году. Примечательно, что и сопредседатели Минской группы связывали одобрение президентами основных принципов урегулирования именно с саммитом Большой восьмерки. Так, в своем первом заявлении они указывали, что в ходе майского визита в регион замминистров иностранных дел их государств президентами Армении и Азербайджана было сказано, что достижение согласия по основным принципам урегулирования до предстоящего саммита Большой восьмерки «обеспечит высокую степень широкого международного и финансового содействия для постконфликтной восстановительной и миротворческой деятельности». Таким образом, дальнейший ход развития процесса карабахского урегулирования в значительной степени будет зависеть именно от предстоящего саммита стран Большой восьмерки.