Создается впечатление, что по этому вопросу Запад оказывает откровенное давление на армянскую сторону. Напомним, что после бухарестской встречи президентов Армении и Азербайджана помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Азии Метью Брайза, сменивший американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Стивена Манна, в своем интервью радиостанции «Свобода» сделал ряд весьма примечательных заявлений. В этом интервью М. Брайза сообщил, что обсуждали президенты двух стран. По его словам, на столе переговоров лежало так называемое «рамочное соглашение», призывавшее вывести армянские войска «с тех азербайджанских территорий, в которых они сейчас размещаются». По утверждению Брайзы, это соглашение предусматривает также нормализацию экономических и дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном. «Есть и другие положения, такие, например, как расквартирование миротворцев, международная экономическая помощь Карабахскому региону и экономическое развитие, то есть на столе имеется пакет», – сказал Брайза, добавив, что в какой-то момент предполагается провести также референдум по вопросу будущего статуса Карабаха.
Таким образом, получается, что президентам Армении и Азербайджана представлен конкретный договор, который, однако, они сейчас отказываются принять. Брайза не упомянул, по какому именно пункту не сошлись во мнении президенты. Добавим к этому, что после указанного заявления Брайзы находившийся в Минске Роберт Кочарян заявил, что переговоры в Бухаресте не увенчались успехом по вине Азербайджана. Из этого можно предположить, что предложенный вариант урегулирования был приемлем для Армении. Следует напомнить также, что 26-го июня пресс-секретарь президента РА Виктор Согомонян сообщил агентству «Регнум», что обсуждавшиеся на переговорах пункты рамочного соглашения, о которых упоминал М. Брайза, представляют собой всего лишь элементы пакета соглашений, но не отражают всего пакета целиком. «Если в будущем в СМИ появятся подобные откровения, то армянская сторона опубликует все те документы, которые обсуждались в переговорном процессе за последние 7-8 лет», – сказал В. Согомонян, имея в виду вариант «общего государства», Ки-Уэстские документы и представленный недавно в Бухаресте документ. «Кстати, все три варианта отверг Азербайджан», – добавил пресс-секретарь президента РА.
Как бы там ни было, отвечая в интервью радиостанции «Свобода» на вопрос, рассматривают ли США вопрос НКР в контексте своих энергетических интересов, М. Брайза сказал, что у США имеются на Кавказе три группы стратегических интересов, которые в равной мере относятся ко всем государствам региона. «Да, у нас имеются энергетические интересы, и мы не смущаемся говорить, что энергетика – стратегический интерес», – заявил новоназначенный американский сопредседатель Минской группы. Он сообщил также, что у США имеются интересы, связанные чисто с безопасностью, что, по его мнению, означает избегание военных конфликтов и восстановление, а в некоторых случаях и восстановление территориальной целостности стран региона. «То, что я имею в виду, есть разрешение конфликтов. В случае с Грузией – в рамках международных границ Грузии. В случае Карабаха наша официальная линия состоит в том, что мы поддерживаем территориальную целостность Азербайджана», – разъяснил Брайза. Третья группа американских интересов, по его словам, состоит во реформах стран региона – в проведении демократических и рыночных реформ. «основываясь на наших убеждениях, президент США ясно сказал, что стабильность идет только от легитимности. А легитимность требует демократии с политической стороны и благоприятных обстоятельств – со стороны экономической. Вы получаете их, то есть демократию и благоприятные условия, в результате ряда реформ. А значит, мы в любой момент проследим за всеми тремя интересами, – подчеркнул американский дипломат, после чего добавил: – Важность энергии в Армении с полной очевидностью не та, что в Азербайджане. Азербайджан – производитель».
По словам Брайзы, США поощряют президентов Армении и Азербайджана принять рамочное соглашение, что, говорит он, требует политического мужества. Ощущается ли после бухарестской встречи хоть некоторое смягчение позиций президентов по сравнению в Рамбуйе, есть ли признаки, что они проявляют большую готовность вести переговоры по этому «рамочному соглашению»? На этот вопрос М. Брайза ответил так: «В Бухаресте стороны говорили друг с другом в ходе всей встречи. Они подробно прошлись по всем вопросам, а после этого не опубликовали никакого отрицательного комментария». Сопредседатели надеются, что это – проявление политической воли со стороны президентов и что они серьезно займутся вопросом трудных компромиссов. «Я не уверен, но мы поговорили о небольшом перерыве в течение лета – чтобы узнать, действительно ли имеется у президентов такая политическая воля», – сказал американский сопредседатель. Собираются ли сопредседатели устраивать новую встрече президентов? «Сопредседатели решили дать руководителям Армении и Азербайджана время, чтобы они показали, готовы ли они предпринять новый трудный шаг. Сопредседатели сделали то, что можно было сделать», – ответил на это М. Брайза. По его мнению, если стороны сумеют сделать то, что определено «рамочным соглашением», то за этим естественным образом последует полная нормализация отношений между Арменией и Турцией. «Иначе говоря, все наши дипломатические усилия в вопросе Карабаха направлены на нормализацию армяно-турецких отношений», – отметил М. Брайза.
Кстати, свидетельством давления на армянскую сторону можно считать и то, что в своем интервью Метью Брайза говорил о демократических преобразованиях в Азербайджана – таковые он хотел бы видеть и в Армении. В то же время он упомянул о «проблемах» референдума по конституции в Армении. В апреле нынешнего года президент Азербайджана был приглашен в Вашингтон, в начале будущего месяца туда же отправится и президент Грузии. А планируется ли визит в США президента Армении Кочаряна? На этот вопрос М. Брайза ответил, что нет причин для того, чтобы президент Кочарян не поехал в Вашингтон. В то же время Брайза добавил: «Я надеюсь, что смогу увидеть такие же положительные шаги демократических преобразований в Армении, которые, как мы надеемся, начинаем видеть в Азербайджане. Может быть, мы ошибаемся в отношении Азербайджана. Может быть, наши надежды преувеличены. Но ход событий там продвигается в положительном направлении, и мы надеемся, что увидим нечто подобное и в Армении. В отношении своего содействия Армении мы дали серьезный сигнал программой «Вызовы тысячелетия». С нашей стороны это одна из высших форм желания установить партнерские отношения с какой-либо страной. Когда мы в этом году начали свою программу, то опубликовали письмо, говоря, что у нас имеется проблема по вопросу, как прошел референдум по конституции в ноябре. И мы ожидаем увидеть положительные изменения – это имеет ключевое значение для следующего шага в наших отношениях».
P.S. «Роберт Кочарян и Серж Саркисян до сих пор утверждают, что народ Нагорного Карабаха имеет право на самоопределение, который он уже осуществил. А теперь они вдруг должны заявить армянам, что сторонники этого самого «самоопределения» и «армия НКР» должны быть распущены. Нетрудно себе представить, как к этому отнесутся армяне в НКР и Армении. А без роспуска «армии НКР» никак не обойтись», – пишет азербайджанская газета «Зеркало. Кроме того, тот же источник утверждает, что хотя М. Брайза ничего об этом не говорил, тем не менее принципы урегулирования конфликта предполагают, что азербайджанские беженцы должны вернуться на места своего прежнего жительства. Ведь в референдуме о будущем Карабаха должны принимать участие и азербайджанцы. «Теперь представьте возвращающихся в Шуши азербайджанцев, карабахских военных и «голубых касок». В данном случае военные станут той бочкой пороха, взрыв которого продлит весь процесс урегулирования еще на десять лет», – пишет газета.