Таких компаний пока две – Араратское золотодобывающее предприятие» (АЗДП) и «Глобал Голд Майнинг» (ГГМ). Так, В. Айвазян, как глава надзорной организации, заявил, что эти компании превышают свои права и нарушают обязательства. Компании, в свою очередь, жалуются, что министерство своими всевозможными письмами и требованиями постоянно создает препятствия для их работы.
Последнее письмо Минприроды, адресованное ГГМ, заканчивалось следующими словами: «Учитывая, что Ваша компания не выполнила предусмотренных проектом работ, не предоставила информации об исследованиях и до сих пор не заключила лицензионного договора, Министерство охраны природы РА считает утратившим силу специальную лицензию № 1 на исследования, выданную ООО «СГА» 08.07.2004 г.». Письмо это отправлено 2-го июня 2006 г. и касается права проведения геологоразведочных работа на Марджанском месторождении. Напомним, что американская компания «Глобал Голд» имела на территории Армении три района разведки: рудники «Тухманук» в Арагацотне, «Анкаван» в Котайке и «Гетик» в Гегаркунике. Как сообщил начальник Управления эксплуатации недр Грант Аветисян, срок действия лицензии на исследования в Анкаване истек в конце прошлого года. А лицензию на исследования в Марджане, как подтвердил г-н Аветисян, отозвало вышеупомянутым письмом и именно в связи с невыполнением обязательств.
С этим последним фактом категорически не согласен директор «Глобал Голда» Ашот Погосян. «Если организация-лицензиат допускает нарушения закона или лицензии, то ее следует предупредить об этом письменно и дать как минимум 90 дней срока для исправления нарушений, – говорит А. Погосян. – И только если за это время нарушения не будут исправлены, министерство может обратиться в суд за отзывом лицензии. Лицензия считается отозванной только по решению суда. Мы уже получили письмо о том, что наша лицензия уже отобрана. Но до того мы не получали никакого предупреждения, нам не было дано никакого срока, не было и судебного решения. Я просто хочу уточнить, что подобные письма правовой силы не имеют. Что же касается нарушений, то никаких нарушений закона и лицензии допущено не было. Грант правильно заметил, что мы должны в 2007 году закончить изыскательские работы, и мы их выполним и закончим. Но сейчас не конец 2007-го!».
Заметим кстати, что лицензия на проведение исследований месторождений в Марджане и Анкаване была предоставлена ООО «СГА», 80% акций которого в 2003 г. приобрел ГГМ. Тем не менее, до сих пор эта компания поддерживает контакты с Министерством охраны природы под именем ООО «СГА». Вместе с акциями к ГГМ перешли также ее права и обязательства. И теперь министерство за нарушение обязательств лишило ГГМ, то есть, ту же «СГА» лицензии – пока что касающуюся только Марджанского месторождения. Директор же компании А. Погосян утверждает, что они уведомили министерство об изменении метода исследований – вместо устаревшего взрывного способа будет использован более современный буровой. Именно поэтому до сих пор не прорыты каналы, траншеи или шурфы, но пробы проведены – это подтвердил и представитель министерства. По словам А. Погосяна, они проделали определенную работу, однако она большей частью носит лабораторный или цифровой характер, а полевые исследования они намеревались начать в ближайшем будущем. В письме из министерства говорилось также о том, что компания «не предоставила информации об исследованиях и до сих пор не заключила лицензионного договора». А. Погосян утверждает, что еще в декабре в министерство был направлен отчет, а договор был подписан и направлен отдельно, но министерство со своей стороны не сделало ничего и даже не подписало договор. Г. Аветисян в свою очередь утверждает, что отчета, как такового, фактически не было. Несколько организаций, занимающихся исследованиями месторождений, представили объемистые исследования со всеми касающимися рудников данными.
«Отчет ГГМ представляет собой вот эти две страницы, из которых почти ничего не видно о проделанной работе, а договор они изложили по своему усмотрению, – говорит Г. Аветисян. – Мы не раз предлагали им совместно рассмотреть договор и составить общий документ, но не получили от них отклика». По словам А. Погосяна, все обстоит как раз наоборот: «Мы попросили у министерства их форму договора, подписали его и отправили обратно, чтобы подписали и они, но до сих пор не получили ответа».
История складывается запутанная. В любом случае, каждый посетивший рудники видит, что там почти ничего не сделано – месторождение еще в девственном состоянии. По словам Г. Аветисяна, все, что было сделано, сделано в 90-годы на государственные средства. Отметим также, что месторождение это находится в приграничном районе Сисианского района, всего в 3-4 км от Нахичевана. Весь этот участок, в том числе и месторождение, заминирован. Прежде чем начать бурение или любые другие работы, здесь должно быть проведено разминирование, но и этого пока не сделано. Вся эта история послужила поводом и для того, чтобы напомнить о прошлом компании «Глобал Голд». Еще в 1995 году она совместно с «Армзолотом» создала на паритетных началах «Араратское золотободывающее предприятие» для эксплуатации Содкского и Меградзорского месторождений. В 1998 г. ГГМ 80% своей половинной доли передала канадской компании «First Dinsty Mines Armenia», которая в свою очередь, недавно передала весь этот пай «Веданта Ресурсис». Вместе с акциями к последней, естественно, перешло и право разработки месторождений. Нам так и не удалось выяснить в компании, каковы были их инвестиции в совместное предприятие или сколько они получили за свои акции.
Во всей этой истории интересно и участие директора СГА Юры Лалазаряна. Он сообщил, что приобрел право на исследование Марджана всего за 50 тыс. драмов, однако 80 процентов своих акций продал ГГМ за 15 тысяч и 160 тысяч долларов. Сейчас, когда пришло время для инвестиций, ГГМ, кажется, хочет перепродать и их и, видимо, заработает на этом дополнительно. Кажется, история повторяется: как только дело доходит до реальных вложений, ГГМ тут же делит свой пай с другой компанией.
Так или иначе, утверждения и разъяснения сторон столь противоречивы, что возникает впечатление, будто они стараются что-то скрыть и в то же время что-то дать понять друг дугу. А прозвучавшие заявления позволяют предположить, что разногласия эти связаны с теневой дележкой.
P.S. Как проинформировал представитель Министерства охраны природы, заявку на изыскания на Марджанском месторождении представила еще одна компания. Заявка рассматривается и, не исключено, будет удовлетворена. По словам же А. Погосяна, они будут продолжать свою работу и на подобные вещи потратят «нуль ресурсов».