А сейчас мешает начальник охраны

27/06/2006 Нуне АХВЕРДЯН

Прошлый год был объявлен Матевосяновским. Были проведены многочисленные мероприятия и юбилейные вечера, посвященные 70-летию писателя. Как говорится, юбилейный год прошел, замолкли аплодисменты и почувствовалось отсутствие Гранта Матевосяна в нашей дальнейшей жизни.

В этом году было предусмотрено снять полнометражный фильм по мотивам произведений Гранта Матевосяна, но это решение тоже было заморожено. Решение о снятии фильма с государственным финансированием, наверняка осталось в ящик стола какого-нибудь чиновника. Но было создано представление. Инсценированная в Драматическом театре пьеса-киноповесть Г. Матевосяна «Нейтральная зона» не стала театральным событием, удостоилась довольно сдержанных отзывов и не достигла успеха поставленного годы назад «Осеннего солнца». Для этого были объективные причины и даже после премьеры авторам советовали внести некоторые исправления. Однако вопрос о том, как можно представлять произведения самого крупного писателя-мыслителя наших времен, остается туманным. Из-за безразличной и даже пренебрежительной культурной политики, наследство Г. Матевосяна часто не используется так, чтобы сегодняшней молодежи было понятно, что у нас есть гордый и мудрый литературный взгляд, который сегодня остался без внимания. Ту же самую мысль 31-го мая выразили выступающие во время состоявшегося в Центральном доме литературных деятелей Москвы вечера памяти Гранта Матевосяна представители русской интеллигенции. «20-летние люди сегодня не знают, кто такой Грант Матевосян, однако это вина общества и государственной политики». Представители русскоязычной интеллигенции (Рустам Ибрахимбеков, Андрей Битов, Роман Балаян) подчеркнули, что литература Г. Матевосяна, В. Шукшина, и, вообще, культура поколения 60-ых продолжают оставаться крупными всемирными явлениями. Грант Матевосян создал новый подход к реальности, он восхищался обычным днем и обычным человеком. Помимо того, что его полюбили на Родине, он, пожалуй, стал первым армянским писателем, который смог занять свое особое место в огромном русскоязычном литературном рынке. Его читали и еще много будут читать, переводили и еще будут переводить.

«То, что сделал Матевосян с армянским языком, можно сравнить только с тем, что сделал Пушкин с русским языком. Грант перенес армянский язык в международный реестр», – сказал русский писатель Битов. Просто нужно понять, что нужны новые и последовательные пути преподнесения наследия Матевосяна. Не только предоставить какие-то места в списке официальных мероприятий, а переиздать книги и опубликовать неизданные произведения, перевести и опубиковать на иностранных языках, выпустить книги-записи, ставить спектакли, снимать фильмы, может быть даже сериалы.

Созданный несколько лет назад фонд «Грант Матевосян» должен был заниматься этими вопросами. Директор фонда Давит Матевосян важнейшей частью деятельности фонда считает овладение культурным и литературным наследием Гранта Маетвосяна. А также использование в фильмах, книгах, учебниках. Имеющие очень малую удельную часть в школьных учебниках современная армянская поэзия и проза нуждаются в обязательной переоценке. Фонд намерен осуществить проекты, связанные не только с изданием и переизданием книг, но и разработкой и использованием документальных, архивных материалов. А также осуществляет переводческие работы. И делает все это в полуквартирных-полуофисных условиях.

За счет кого?

Правительство РА выделило фонду территорию еще два года назад. После долгой административной волокиты и непосредственного вмешательства премьер министра РА фонду было выделено 600 га территории у Пушкинского сада, где должен был бть построен, центр культуры имени Гранта Матевосяна. «Казалось, вопрос уже перешел в другую стадию и мы можем перейти к строительству», – говорит директор фонда «Грант Матевосян, сын писателя Давид Матевосян. Все время возникали проблемы: менялись мэры, главные архитекторы, однако вопросы, связанные с территорией, продолжались оставаться запутанными. Д. Матевосян рассказывает, что в настоящее врем возникла проблема между центром «Грант Маетвосян» и начальником службы бесзопасности президента РА Гришей Саркисяном. С улицы Демирчян между этими двумя территориями должен проходить участок автодороги длиной 70-100 метров. Однако охрана президента пытается предусмотренную для дороги территорию довести прямо до границы центра культуры. «Несмотря на то, что постоянно меняющиеся мэры давали розовые обещания, фактически, получается так,ч то завтра у нас возьмут территорию, для того, чтобы построить здесь дорогу», – говорит Д. Маетвосян. Однако в этом случаевыделенная фонду етрритория существенно уменьшается. А оставшаяся часть не будет соответствовать осущестлвению идеи центра, победившей на объявленном мюрией конкурсе. Территория очень близка к станции метро Баграмяна, и есть необходимость новых геологических исследований. «Общение с чиновниками, обсуждение любого неправильного решения и неправильного пункта, неправильной запятой – мучительное дело, которое длится месяцы и годы. Думаю, что кроме ценза низкого уровня грамотности, здесь есть четкая тенденция, если не «указ»», – говорит директор фонда, который не исключает, что можно было сделать центром уже готовое здание, однако понимает, что все это лишь теоретические идеи. «В результате мы смогли сделать то, тчо смогли». Привлекая инвесторов и применяя разные экономические схемы, фонд готов был осуществить строительство, однако сейчас вопросом номер один центра является целостность территории. Фонд получал предложение финансовой помощи от граждан, однако пока вопросы, связанные с территорией, не получат решения, дело не двинется с места. Фонд настроен решительно. Волокита, длящаяся несколько лет не может ввергнуть в отчаяние людей, которые хотят собрать и представить наследие великого писателя, и особенно его семью.