Налоговой «шьют дело»?

27/06/2006 Карапет ТОМИКЯН

В своем докладе 2006 г. «Рост и сокращение бедности в Армении» Международный валютный фонд, которыми власти Армении считаются, сделал довольно интересное предложение: МВФ находит целесообразным, чтобы имеющиеся при правительстве два налоговых агентства – государственную налоговую службу (ГНС) и Государственный таможенный комитет (ГТК) «находились под контролем Министерства экономики и финансов».

МВФ обосновывает свое предложение «спорной институциональной структурой налоговой и таможенной служб». ГНС и ГТК являются независимыми друг от друга агентствами. Их руководители назначаются непосредственно президентом страны, хотя подотчетны они главе правительства. «У обоих агентств имеются собственные «мишени» обложений, и в действительности они конкурируют друг с другом, – указывается в докладе МВФ. – Эта конкуренция породила агрессивное поведение краткосрочной максимизации обложений, в результате которой учащаются налоговые проверки, а таможенные органы позволяют себе переоценку налоговых обязанностей. Если раньше это поведение стабилизировало налоговые поступления, то сегодня власти должны создать такой налоговый режим, который основывается на самооценке налогоплательщиков, базирующихся на риске проверках и улучшенном обмене информацией». Согласно тому же докладу, в Армении соотношение налоговые поступление-ВВП, то есть доля налогов в ВВП, самая низкая среди всех постсоветских стран – 14,3%. Проще говоря, ВМФ указывает на несовершенство налогового поля РА и предлагает ликвидировать налоговую службу как самостоятельную структуру.

У заместителя начальника налоговой службы Армена Алавердяна имеется на сей счет своя точка зрения. По его мнению, соотношение налоги-ВВП в нашей стране низкое по той причине, что годы подряд в Армении фиксировались двузначные цифры роста ВВП, тогда как необходимо, чтобы темпы роста налоговых поступлений превосходили темпы экономического роста. По словам А. Алавердяна, все последние годы государственный бюджет Армении планировался с учетом именно такой политики. Замначальника налоговой службы объясняет низкое соотношение налоги-ВВП еще и тем, что при его расчете не были учтены доходы местных бюджетов и социальные выплаты, которые также являются налоговыми поступлениями. Кроме того, такой крупный сектор экономики, как сельское хозяйство, составляющее примерно 25-30% ВВП, вообще освобождено от налогов. В этом аспекте в привилегированном положении находится и, осуществляемое на средства международных организаций-доноров строительство, также вносящее весомый вклад в «процветание» экономики. «Эти и другие объективные причины и обеспечивают на данном этапе развития такое соотношение налоги-ВВП, – говорит А. Алавердян. – По моему мнению, это не означает что низок уровень сбора налогов. В конце концов, мы введем в налогооблагаемое поле и привилегированные сферы. Так, например, мы планируем начать облагать налогами сельское хозяйство с 2009-го года».

Что же касается предложения МВФ, то А. Алавердян считает его необоснованным. «Опыт последних лет показал, что и налоговая служба, и таможенный комитет точно и своевременно выполняют свои обязанности перед бюджетом и никаких долгов не сделали. Поэтому при создании на данном этапе развития новой структуры следует объяснить, зачем это делается и какую цель преследует. Чего мы ожидаем? В 1990-е года Армения имела подобный опыт (объединение налоговой и таможенной служб в одном ведомстве). Надо просто сравнить этот опыт с нашими ожиданиями и выбрать наилучшее», – утверждает замначальника налоговой службы.

Однако при выборе «наилучшего» с налоговиками явно не посчитаются. Ни власти страны, ни «подстрекающий» их МВФ. Еще в начале этого года президент страны дал строгие поручения руководителям налогового и таможенного ведомств. Вот и ВМФ сейчас на что-то намекает. Почему в свое время было упразднено Министерство государственных доходов? Потому что тогда правительству нужна была указанная в докладе МВФ «конкуренция» между двумя структурами, ибо тогда они постарались бы по отдельности собрать как можно больше налогов с непривилегированных налогоплательщиков. Так и поступили налоговики и таможенники, утверждая: мы обеспечиваем налоговые поступления в бюджет. Так что МВФ вместо сугубой регистрации «блестящих» успехов пусть лучше поинтересуется, куда идут собранные ими деньги? В любом случае это гораздо важнее для экономики страны.

И, наконец, зачем присоединять налоговиков, сборщиков денег, к Министерству финансов, которое только расходует их? Может ли одно ведомство осуществлять две разные по сути функции? Тогда что же кроется за предложением ВМФ? Это, наверное, известно одному ему. Властям страны остается только правильно воспринять «намек».