Недавно министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров выступил с заявлением, в котором, в частности, говорилось: «Баку готов предоставить нагорному Карабаху, самый высокий из принятых в мире статусов автономии, в том числе и адекватный статусу Татарстана в России».
Глава внешнеполитического ведомства Азербайджана заявил также, что раз «в мире уже есть положительный опыт решения такого рода проблем», то искать какое-либо альтернативное решение бессмысленно.
В Карабахе заявление Мамедъярова восприняли как обычно, отметив, что подобного рода нелепые заявления с азербайджанской стороны звучат часто. За комментариями к заявлению Мамедъярова, мы обратились к министру иностранных дел НКР Георгию Петросяну. «Если такого рода заявление не является лишь очередным пропагандистским шагом, то тогда оно, по существу, означает готовность властей Азербайджана превратить свою в федерацию, – заметил глава МИД НКР. – В этом смысле можно надеяться, что указанный статус будет предоставлен также лезгинам, талышам и другим проживающим в Азербайджане национальностям. Что же касается НКР, контактов с которым продолжает избегать руководство Азербайджана, то следует подчеркнуть, что официальный Баку не может предоставить Нагорному Карабаху тот или иной статус, поскольку указанный вопрос не входит в юрисдикцию Азербайджана. Статус НКР определен в правовых границах живущим здесь народом. Статус азербайджанско-карабахского конфликта состоит в том, что азербайджанская сторона оказалась неспособна решать такого рода вопросы цивилизованным образом и обратилась к вооруженной агрессии». Министр заметил также, что официальный Баку продолжает игнорировать сложившееся положение, а именно – что независимость НКР считается высшей ценностью народа республики, утвержденной волей народа всеобщего референдума 10-го декабря 1991 года. «В навязанной ему войне народ НКР не только отстоял свое право самому определять свою судьбу, но и по крайней мере семь раз за эти десять лет подтвердил свою волю на состоявшихся в НКР президентских и парламентских выборах – когда избиратели проголосовали за программы государственной независимости отдельных кандидатов и партий», – добавил он.
Комментируя заявление Мамедъярова, представитель АРФД в Арцахе Артур Мосинян отметил: «Азербайджанские власти не впервые делают такие заявления, просто сейчас это сравнение со статусом конкретного субъекта, в данном случае Татарстана. Азербайджанские власти всегда говорили, что готовы предоставить самый высокий из существующих в мире статусов автономии. Наверное, для Мамедъярова статус Татарстана самый высокий. Однако как народ, так и власти и партии Карабаха неоднократно подчеркивали, что единственно приемлемый для них статус Арцаха – это независимость. Любой другой статус с подчинением Азербайджану исключается. А сказанное Мамедъяровым я рассматриваю как повторение прежнего – с более конкретным примером».
Председатель партии «Свободная родина», руководитель парламентской фракции «Родина» Араик Арутюнян в беседе с нами подчеркнул, что любое предложение Азербайджана, если в нем не идет речь о независимости, неприемлемо и предметом обсуждения быть не может. «Мы бы посоветовали Мамедъярову предоставить такой статус автономии национальным меньшинствам Азербайджана – талышам, курдам и другим», – отметил А. Арутюнян.
По мнению председателя постоянной парламентской комиссии по вопросам обороны, безопасности и охране закона Рудик Мартиросян считает, что проблема Карабаха имеет кардинальные отличия от проблем Абхазии, Осетии, Приднестровья и того же Татарстана. «У НКР совершенно иные исторические развития и он никогда не был в составе независимого Азербайджана. Заявление это – очередная нелепость, которое вообще невозможно осуществить, поскольку одно национальное государственно образование, уже выразившее свою волю к самоопределению путем референдума, не может принадлежать какой-либо другой нации. Словом, озвученное азербайджанской стороной предложение неприемлемо для нас», – подытожил он.