А вот и мы…

24/06/2006 Д. Мартиросян, А. Яврумян

Aдминистрация Буша, управляемая вице-президентом Диком Чейни всерьез планирует превентивный удар по Ирану в любой момент лета. Предупреждение основывается на многочисленных свидетельствах из хорошо осведомленных военных и разведывательных источников в США и Европе, указывающих на слияние воедино развития многих событий именно в этой период. B соответствии с планом CONPLAN 8022 администрация Буша уже перевела атомное оружие малой мощности под управление региональных командующих театрами военных действий, что предусматривается доктриной “Глобального удара”, разработанной Диком Чейни во времена, когда он был министром обороны при Джордже Буше-старшем в начале 90-х годов.

Cвяжем воедино сведения из очень хорошо информированных источников в Конгрессе, из военных и разведывательных учреждений, подтверждающих в основном предположение о планах Чейни нанести превентивный атомный удар по Ирану. Эти источники подчеркивают, что планы в отношении Ирана – не просто разработки по возможным действиям в чрезвычайных обстоятельствах, но составляют часть оперативных намерений Чейни. Aвгуст 2006 года – вероятный месяц, в течение которого вице-президент Дик Чейни, в сговоре с кругами британского премьер-министра Тони Блэра приступит к исполнению планов, о которых уже сообщалось – нанесению превентивного “тактического” удара по Ирану. Опасность, исходящая из кругов Чейни, становится зловещей в свете того, что в соответствии с графиком Конгресс США уходит на каникулы в период с 30 июля до 4 сентября. В ситуации, когда конгрессменов в Вашингтоне не будет, вероятность того, что Белый дом, где заправляет Чейни, нападет на Иран, становится практически 100%-ой. Cогласно данным, опубликованным хорошо информированным бывшим сотрудником американской разведки в журнале “American Conservative”, сообщается, что Дик Чейни приказал Стратегическому командованию (STRATCOM) подготовить чрезвычайный план нанесения сотен ударов обычным и атомным оружием по Ирану в случае повторения на территории США чего-то подобного “11 сентября” .

Пока мир гадает, будет ли нанесен удар по ядерным объектам Ирана, американские и британские дипломаты и военные уже знают, что бомбардировка состоится. Сейчас они лишь договариваются о деталях операции и ищут возможности использовать готовящуюся военную акцию для повышения рейтинга популярности лидеров своих политических лидеров – Тони Блэра и Джорджа Буша.

Премьер-министр, чей рейтинг также колеблется на рекордно низкой отметке – около 30 процентов, не может не нервничать, понимая, что поставлен перед крайне серьезным выбором. Либо он пойдет до конца и предоставит американцам британские аэродромы и инфраструктуру для поддержки действий союзных бомбардировщиков, но при этом полностью потеряет поддержку населения, либо откажет в помощи США и тем самым развалит коалицию. Ситуация осложняется тем, что на юге Ирака – в Басре – дислоцирован многотысячный британский контингент, который станет первой мишенью для иранской контратаки в случае задуманной американцами бомбардировки. Объясняется это тем, что наиболее боеспособные подразделения армии Ирана сконцентрированы как раз у иракской границы в районе Басры. В Лондоне осознают, что аятоллы едва ли поступятся принципами и остановят ядерные исследования.
Дело уже не столько в злокозненности теократического режима, сколько в том, что развитие собственной атомной промышленности стало в Иране настоящей национальной идеей, отказаться от которой не смогут даже сами ее инициаторы – население не поймет.

Силы многонациональной коалиции в Ираке начнут передавать контроль над отдельными провинциями страны местным вооруженным силам уже в июле. Тогда же начнется поэтапный вывод иностранных войск и возвращение солдат на родину. Крупнейшие контингенты – британский и американский – к концу года должны сократиться соответственно на треть и на четверть. Из 8 тыс. военнослужащих Великобритании планируется оставить не более 5 тыс., а из 133 тыс. бойцов США – не более 100 тыс.

Опрос, проведенный авторитетной Pew Research Group в 15 странах в период с 31 марта по 14 мая этого года, показал, что большинство жителей европейских и мусульманских стран считают политику США в Ираке большей угрозой миру, чем ядерная программа Ирана. Большинство опрошенных в 10 из 14 стран, не считая США, полагают, что война в Ираке сделала мир еще более опасным. В Великобритании, выступающей в качестве второго по значению участника коалиции в Ираке, такого мнения придерживаются почти 60% опрошенных. Падение популярности США было особенно заметно в Индии, Испании и Турции. B России позитивная оценка США снизилась с 52 до 43%.

В то же время британское руководство понимает, что удар по ядерным объектам неминуемо приведет к новой войне, в которую с огромной вероятностью будет втянута и их страна. Именно поэтому британские военные и дипломаты стараются сделать все возможное, чтобы отговорить американцев от нанесения удара по ядерным объектам в Иране. В то же время в МАГАТЭ и СБ ООН представители Лондона занимают крайне жесткую позицию по отношению к Тегерану, настаивая на скорейшем прекращении ядерных исследований.

Еще в марте с.г. министр иностранных дел Джек Стро заявил, что военный вариант разрешения иранского ядерного кризиса кажется ему просто “немыслимым”. Однако одновременно с этим Британия поддерживает инициативу США по принятию резолюции ООН, в которой были бы предусмотрены санкции против Ирана в случае его отказа добровольно отказаться от своих ядерных амбиций.

Британцы теряют веру в правильность ближневосточной политики своего правительства. Великобритания, которая традиционно является самым последовательным союзником США, не сможет отказать американцам, если те попросят о сотрудничестве в организации военной операции против Ирана. Таким образом, единственным приемлемым вариантом развития событий для Великобритании может быть только введение жестких международных ограничений на торговлю с Ираном. Теоретически, такая мера могла бы заставить Тегеран пересмотреть свою позицию по ядерному вопросу. На практике, конечно, это приведет только к интенсификации исследований и взлету цен на нефть. Однако это могло бы дать время Блэру и его правительству под тем или иным предлогом вывести свои войска из Ирака (о соответствующих планах уже неоднократно сообщалось) и подготовить общественное мнение к тому, что некоторые объекты британской военной инфраструктуры все же будут использованы американцами для бомбардировки.

Иран, понимая всю степень угрозы, демонстративно готовится к отражению нападения. В ходе крупномасштабных учений, которые ВМС этой страны ведут в Персидском и Оманском заливах, были продемонстрированы испытания новых видов оружия: баллистической ракеты и ракеты-торпеды. Первое, вне всяких сомнений – угроза Израилю, а второе – американским кораблям и подводным лодкам. Намек более чем прозрачный. Генералы “стражей исламской революции”, осуществляющие руководство учениями, дают понять США и их союзникам, что у них, безусловно, будет чем ответить на нападение. И если Джорджу Бушу уже никак не светит переизбрание на третий срок, вследствие чего он может позволить себе очередную “игру в солдатики”, Тони Блэр, считающий себя слишком молодым для завершения политической карьеры, едва ли пожелает расплачиваться за чужой авантюризм.

Именно в этой связи должно было состояться “секретное” заседание высших чинов оборонного и внешнеполитического ведомств Великобритании, на котором, согласно данным, полученным газетой Sunday Telegraph, планировалось обсудить “последствия возможного удара по Ирану”. Из-за утечки информации в прессу встречу пришлось отложить, а само сообщение о ней – опровергнуть. Но можно не сомневаться, что совещание такого рода все-таки состоится, так как дипломатам и военным из команды Блэра есть о чем потолковать. Визит госсекретаря США Кондолизы Райс в Великобританию и ее двухдневные переговоры с главой МИДа этой страны в этом контексте выглядят совершенно логичными. О чем именно говорили главы внешнеполитических ведомств, узнать, конечно, не представляется возможным, однако можно выдвинуть версию, которая представляется достаточно логичной.

Очевидно, что стороны пытались выработать некое компромиссное решение относительно иранской проблемы. Стро объяснил коллеге ситуацию, в которой оказалось правительство Тони Блэра, и попросил американцев повременить с бомбардировками до момента вывода британских войск из Ирака. Только в этом случае Лондон даст разрешение на использование своей военной инфраструктуры.

Для проведения операции против Ирана британские аэродромы критически важны. Ракетоносцам B-52, которым в грядущем налете отводится одна из главных ролей, удобнее всего будет выдвигаться на расстояние запуска “Томагавков”, взлетая с британской авиабазы Диего Гарсия, расположенной на одноименном острове посреди Индийского океана. Еще одной базой, откуда могли бы подняться американские стратегические бомбардировщики, является “Фэйрфорд”, графство Глочестершир. Учитывая тот факт, что запуск крылатых ракет с подводных лодок в Персидском заливе может быть сопряжен с опасностью, и от него, возможно, придется отказаться, запрет на использование британских баз поставит американское командование в крайне тяжелое положение.

Источники в военных кругах и разведке США сообщают о том, что в июне три американские и одна французская авианосная группа соединятся в Индийском океане, в водах Персидского залива вблизи Ирана. Так что будет создана материальная база для нанесения молниеносного удара, предположительно “в ответ” на террористические акты, которые свяжут с режимом в Тегеране.

14 июня вечером президент США Джордж Буш совершил блиц-визит в страну. Западные СМИ назвали его неожиданное появление на берегах Тигра и Евфрата пиар-ходом, подчеркивающим особую важность иракской войны для оценки деятельности Буша во главе администрации и для восприятия Америки в мире. В преддверии масштабной антитеррористической «зачистки», в которой принимают участие несколько десятков тысяч иракских военнослужащих, а также солдат и офицеров западной коалиции, Буш приехал на иракский фронт для того, чтобы вдохновить их. Президент демонстрирует, что он не отсиживается дома, в то время как его армия воюет. Прибыв в регион, Буш также хотел проверить боеготовность на случай второй войны – против Ирана.B вашингтонских кругах, близких Шульцу и Чейни, ищут любой подходящий повод для превентивного удара по Ирану. Стечение обстоятельств представляет им возможность, которую они не упустят. Джордж Буш осуществит, наконец, то, что ему никак не удавалось – проведет маленькую победоносную войну. Правда, последствия ее могут быть куда более тяжелыми, чем от иракской кампании, но американский лидер уже многократно убеждал мир в том, что последствия его затей – это дело десятое.

Учитывая время, которое понадобится на подготовку и вывод войск (в т.ч. из Ирака), а также планирование операции, можно сказать, что удар по ядерным объектам Ирана может быть осуществлен уже летом 2006 года. Hи Буш, ни его союзники, ни, кстати, израильтяне не хотят этой войны и будут стараться ее избежать до того момента, как иранский президент не оставит им другого выбора.