Когда в начале года правящая политическая коалиция согласилась включить в проект поправок Избирательного кодекса РА все предложения оппозиции и все парламентские группы и фракции подписали под проектом, бывший председатель НС Артур Багдасарян охарактеризовал это, как беспрецедентное явление.
Насколько провластные партии сдержат свое обещание и во время осенней сессии НС, когда состоятся обсуждения ИК РА, будут стремиться дать положениям, по возможности исключающим избирательные фальсификации, силу закона, покажет время.
А пока уже получено заключение Венецианской комиссии о проекте поправок Избирательного кодекса РА. И вчера по этому поводу у спикера НС Тиграна Торосяна состоялось рабочее совещание с участием представителей парламентских групп и фракций.
Хотя, как заявил в беседе с нами секретарь фракции “Национальное единство” Алексан Карапетян, у них есть сомнения, что заключение Венецианской комиссии было переведено на армянский язык с некоторыми ошибками и пропусками. “Мы поверхностно ознакомились с мнением Венецианской комиссии, но у нас есть основы полагать, что перевод не полностью совпадает с тем документом, который нам послали. Поэтому мы попросили оригинальный вариант документа на английском языке. Мы сами переведем, чтобы в последствии не сталкиваться с несовпадениями и злоупотреблениями”, – сказал в беседе с нами Алексан Карапетян после совещания, прошедшего у председателя НС Тиграна Торосяна.
Дело в том, что в заключении Венецианской комиссии поправки ИК разделены на 4 основные группы – поправки, которые реформируют правовые рамки выборов, поправки, которые нуждаются в дополнительных уточнениях, и доказательстве в практическом применении, поправки, которые должны быть пересмотрены, и предложения, которые комиссия предлагала и прежде, но которые не были учтены НС. И Венецианская комиссия предложила пересмотреть также положение о видеозаписи процесса выборов, закрепленное в проекте ИК. “Несмотря на то, что они могут быть использованы с целью предотвращения или подтверждеиия фальсификаций, однако они могут также оказывать давление на избирателя или нарушить секретность голосования”, – говорится в заключении комиссии. По словам Алексана Карапетяна, это мнение сложилось вследствие неправильного восприятия. “У них создалось такое впечатление, будто мы хотим снимать избирательную кабину во время голосования. Но в действительности мы предложили снимать избирательную урну, в которую будут бросать уже проголосованные избирательные листки в конвертах. А это вовсе не нарушает секретность голосования. Этим мы решаем один вопрос – фиксируем, сколько человек пришло на голосование и не голосовало ли одно и то же лицо несколько раз”, комментирует А. Карапетян. По его убеждению, Венецианская комиссия не будет против этой идеи. “Поэтому мы должны встретится с Венецианской комиссией, объяснить, какого рода нарушения у нас происходят и как их предотвратить”, – говорит представитель оппозиции.
В этом вопросе с оппозицией согласен также руководитель фракции РПА Галуст Саакян. “Они отклонили идею видеозаписи, но это еще не значит, что мы тоже должны от нее отказаться. У нас есть конкретное обязательство перед Венецианской комиссией. Правда, сам я считаю, что это бессмысленная операция, но оппозиция так не находит. Если оставить все без изменений, думаю, ничего не будет, во всяком случае такого спора нет”, – поддержал предложения оппозиции Галуст Григорьич. Более того, господин Саакян вчера был настоько благосклонен, что заявил, будто они должны уделять серьезное внимание особенно предложениям оппозиции. “Многое предстоит обсудить в связи с мнением Венецианской комиссии. Есть также предложения, принятие которых, по-моему, невозможно для нас. Но РПА серьезно отнесется особенно к предложениям оппозиции”, – заверил он.
По мнению зампредседателя постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам Ованнеса Маргаряна, Венецианская комиссия в целом положительно оценила этот вариант проекта поправок ИК. По словам О. Маргаряна, Венецианская комиссия выразила несогласие касательно всего 6 статей. “Это было политическим решением, принятым всеми, так как под ним подписали все политические силы. И сейчас оно должно согласоваться с Венецианской комиссией”, – говорит член ОЕП О. Маргарян.
Кстати, так как вчера Галуст Саакян был невиданно благожелателен к оппозиции, более того, твердил, что они будут учитывать мнение не Венецианской комиссии, а оппозиционеров, они поинтересовались, в чем причина такого резкого изменения отношения к оппозиции. “Мы не хотим идти на выборы со сплетнями. Мы хотим, чтобы все политические силы верили. Самое важное – формирование веры в Избирательный кодекс. Если что-то будет неприемлемо, попробуем найти совместное решение. Дело не в благосклонности властей, а сотрудничество. А РПА всегда была такой – независимо от того стояло у власти или нет”, – сказал Галуст Саакян. Но вот оппозиция не согласно с нашим замечанием о том, что хотя бы в вопросе ИК Г. Саакян благосклонен к оппозиции. “Мы работали, создали Избирательный кодекс, но, к сожалению, премьер министр и правительство послали свое предложение из 100 пунктов, которое диаметрально противоположно нашим предложениям. Все их предложения еще более мешают проведению свободных-справедливых выборов”, – говорит секретарь фракции НЕ Алексан Карапетян. И в качестве примера привел следующий факт: Их предложения ограничивают полномочия наблюдателей, кроме того, наблюдателей будет приглашать правительство, и, думаю, власти пригласян тех людей, которые им выгодны”, – говорит А. Карапетян. А по словам Ованнеса Маргаряна: “время покажет, благосклонны, или нет. Галуст Саакян, к примеру, единственный, кто был против стопроцентного пропорционального избирательного порядка, а представители другой правящей партии – АРФД, за это. О какой благосклонности может идти речь?”, – говорит Ованнес Маргарян.
Хотя, отметим, что независимо от того обстоятельства, насколько хороший наш Избирательный кодекс, это не может иметь решающего значения. Для проведения свободных и справедливых выборов важнее проявление соответствующей политической воли, так как даже лучший избирательный кодекс можно нарушить. Тем более, что в нас эта “добрая” традиция уже пустила корни. А фактор политической воли важным считает и Венецианская комиссия. Как отмечено в заключении комиссии: “Тем не менее, следует отметить, что в деле проведения выборов в Армении большим недостатком является применение избирательного кодекса. Добросовестное применение избирательного законодательства важно для проведения реальных демократических выборов”