В последние дни создается такое впечатление, что Международный Валютный Фонд обеспокоен своей репутацией и начал акцию PR для восстановления своей расшатанной из-за падения курса доллара репутации.
Акция началась еще в среду, когда в здании Центрального банка МВФ организовал семинар, посвященный своей деятельности в Армении. Вчера слушания на ту же тему организовались в НС.
Главный докладчик – заместитель начальника управления Среднего Востока и Центральной Азии МВФ Джулиано Беренго отметил, что сотрудничество МВФ с Арменией началось с 1992 г. и экономические показатели Армении, по сравнению с тем временем, «очень впечатляющи». После выступления градом полились вопросы, и как ожидалось, они касались дефляции драма.
Ответы господина Беренго не сильно отличались от мнений председателя ЦБ Т. Саргсяна и армянского представителя МВФ Джеймса Макью. Он вновь напомнил, что главной проблемой ЦБ осатется обеспечение стабильного уровня цен, и в связи с этим ЦБ в короткий период в какой-то мере может урегулировать курс. Однако с долгосрочной точки зрения курс должен сформироваться на рынке.
Принимая, что люди терпят убытки, так как получают доходы и хранят свои сбережения в долларах, Дж. Беренго, тем не менее, пытался нас утешить. «Нужно понять, что дефляция драма отражает ваш экономический рост и повышение производительности». На слова участников о том, что экономический рост не должен быть самоцелью, а должен способствовать развитию промышленности, а дефля ция драма наносит удар по интересам экспортеров, господин Беренго ответил: «Конечно, вопрос экспортеров представляет собой большую важность и нужно об этом подумать, однако он обусловлен не только курсом, но и другими факторами».
Депутат НС Татул Манасерян в своем выступлении отметил, что если импортеры до сих пор получали нормальную прибыль, монопольную (так как импортирование многих продуктов монополизировано) и теневую прибыль, то к этому прибавилась еще одна категория – сверхприбыль, связанная с дефляцией драма. «Не будет ли в этом случасе благоразумно наложить дополнительные налоги на сверхприбыль и направить эти суммы на нужды необеспеченного слоя населения?», – спросил депутат Т. Манасерян. Представителя МВФ это предложение отнюдц не воодушевило. «С увеличением прибыли, увеличивается и подоходный налог. Независимо от размеров прибыли, база налогообложения должна быть той же, разницы быть не должно». А экономисть Эдуард Агаджанов во время перерыва спорил с членом совета ЦБ Ваче Габриэляном, который утверждал, что предотвращение дефляции драма может повредить интересам потребителя. А то утверждение, что 60% трансфертов идет именно потребителям, особенно необеспеченному слою, В. Габриэлян считает «мифом». Эта цифра, по его словам составляет 30%. Псоле долгого спора Эдуард Агаджанов пообещал во время своего выступления фактами доказать, «какой вред нанесла промышленности дефляция, вызванная совместными «усилиями» ЦБ и импортеров». Однаков словах Эдуарда Агаджанова мы так и не нашли ничего нового. «Эта полиика посылает наше производство к черту», сказал экономисть и выразил сожаление, что председатель ЦБ отсутствует, а то он лично у него осведомился бы, что плохого сделлаи ему экспортеры?
Отметим, что слушания продлились почти 6 часов. Однако за это время никто не смог убедить в своей правоте носителей противоположных мнений. В конце каждый остался при своем мнении. Многие пришли в зал заседания НС в надежде получить нормальные ответы в связи с курсом драма, однако ничего нового сказано не было. А депутат НС Грант Хачатрян дал главному докладчику Дж Беренго довольно интересную характеристику. «Докладчик сказал то, что мог бы сказал представитель МВФ. Но, отвечая на вопросы, я почувствовал, он был подавлен как человек и как специалист, потому что знает, что программы МВФ в Армении не самодостаточны и не эффективны».
Заметив, что МВФ осуществляет в Армении «евроремонт», Г. Хачатрян довольно прозрачно намекнул, что не следует во всех вопросах соглашаться с международными структурами.
Депутат-экономист Т. Манасерян сформулировал свое сказанное в основном в вопросах, к примеру, как мерили специалисты МВФ, что степень коррупции или теневой деятельности понизилась, что нужно сделать, чтобы восстановить доверие к ЦБ, почему представитель МВФ так уверен, что бедность в Аремнии сократилась. На последний вопрос Джулиано Беренго ответил, что во-первых общую картину этого дает официальная статистика, и во-вторы он посещал Армению и прежде, и чувствует прогресс. Активность МВФ в последние дни вызывате вопрос: если ЦБ, как утверждают многие, вовлечена в каие-то игры с импортерами, и у него свои выгоды от дефляции драма, то почемы МВФ грудью защищает эту трсуктуру? Трудно поверить, что МВФ, чьи средстава измеряются в сотни миллиардах долларах, подвергает опасности свою репутацию из-за нескольких копеек, пусть даже в такой маленькох стране, как Армения. Однако Г. Хачатрян, пожалуй, ошибается: представитель МВФ не может быть в подавленном состоянии по той простой причине, что эта структура годы подряд выдавала нам деньги, мы же, правда стесняясь, но брали с удовольствием, зная, что музыку заказывает тот, кто платит.
В конце Т. Манасерян отметил: пока мы не определились в своей экономической политеки, эти обсуждения не будут иметь никакой пользы, потому что валютная политика должна служить экономической политике. То есть, нужно определиться какой страной мы хотим стать – аграрной, индустриальной, торговой, предлагающей услуги, или чем-то еще? «Подсказанный» МВФ путь ведет к двум последним вариантам. Сокращение удельного веса промышленности в ВВП более чем в 2 раза Т. Манасерян для себя считает бесчестием, но для МВФ это не имеет ни малейшего значения. Мы не знаем, какую степень важности представляет это для наших властей. Во всяком случае, они не жалуются и при каждом удобном и неудобном случае говорят о двузнаночм экономическом росте и идут по пути, намеченном МВФ. Куда он ведет – трудно сказать. Во всяком сучае, судя по тому, что говорят «люди из телевизора», нам больше некуда идти, уже дошли. Одни думают, что в рай, другие – в ад.