И вновь о долларе

13/06/2006 Бабкен ТУНЯН

Уже как-то боязно даже писать о долларе. Идя утром на работу, видишь, что доллар снова упал, приходишь на работу и пишешь об этом, а возвращаясь с работы, видишь, что «зелененькие» подешевели еще на несколько драмов… На следующий день история повторяется. И цифры, приведенные в утренних газетах, вновь оказываются анахронистичными.

Так, вчера, например, курс доллара опустился даже ниже установленного Центрабанком порога – до 415 драмов вместе 420-и. Самое смешное же заключается в том, что и сейчас, когда вы смотрите на эту цифру, доллар может стоить уже 410 драмов и даже меньше.

То, что доллар падает, общеизвестно. Общеизвестно также, что укрепление драма не поддается никакой логике. Вам, как и нам, прекрасно известно, как прокомментирует Центробанк все это: активизация экспорта, увеличение трансфертов, экономический рост, приток инвестиций и т. д. и т. п. Словом,
полным-полно причин, причем «кайфовых» (например, экономический рост, да еще двузначный), которые в итоге приводят к… нехорошим последствиям.

Вы, может, и не согласитесь, что укрепление драма – плохо. Что сказать: в зависимости от точки зрения это может выглядеть и хорошо, и плохо. Скажем, для крупных импортеров это хорошо и даже очень хорошо. С патриотической морально-психологической точки зрения это тоже выгляит приятно: разве плохо, что наш драм «одолевает» доллар?

Ну а с другой точки зрения? Скажем, с точки зрения людей, которые получают свою зарплату в долларах? Или тех, кто хранит свои сбережения в «зеленых»? Или хотя бы тех наших граждан, большую часть доходов которых составляют доллары, присылаемые родственниками-гастарбайтерами? А ведь эти люди относятся, как правило, к категории наиболее нуждающихся. Укрепление драма является для них не победой, а подлинной бедой. Предположим, каждый месяц сын из-за границы присылает родителями-пенсионерами 200 долларов, и они кое-как сводят концы с концами. Месяц назад они обменивали свои 200 долларов на 90 тыс. армянских драмов (450 драмов за доллар). Сейчас те же 200 долларов «стоят» 83 тыс. – на 7000 драмов меньше, то есть их покупательная способность падает на 7,7%. Это все равно что повышение всех цен на те же 7,7%, да к тому же всего за месяц. И что бы ни утверждали Центробанк и Госстатуправление нашей страны о низких темпах инфляции, эти люди верят не словам, а своим глазам.

А вообще-то падение курса доллара с помощью легкой словесной манипуляции становится для наших статистиков превосходным способом оболванивания. В нынешнем году наш государственный бюджет составил 420 млрд драмов. Переведя их в доллары, наши с ликованием известили весь мир, что вот и у нас госбюджет составил целый миллиард долларов! А теперь представьте, что доллар упал до 350 драмов (если кто-нибудь скажет, что это невозможно, пусть ответит также: а как оказалось возможным падение на целых 35 драмов всего за месяц?). Тогда получится, что наш бюджет составляет даже не миллиард долларов, а миллиард двести миллионов, причем для этого не пришлось шевельнуть даже пальцем! Простенько и со вкусом. И хотя всем прекрасно известно, что все равно ни пенсии, ни зарплаты не повысятся, однако можно ведь выйти с этим как с победным знаменем и гордо покрасоваться перед международными организациями!

Коснемся еще одного вопроса и на этом закончим. Когда мы говорим, что кое-кто крупно зарабатывает на колебаниях курса доллара, люди заинтересованно спрашивают: а как? Что ж, ответим: да запросто! Предположим, что у некого Петроса месяц назад имелся миллион долларов (понятно же, что этот Петрос не просто «некий»). Он обменивает эти доллары по курсу и получает 450 млн драмов, после чего выжидает месяц и снова обменивает свои драмы на доллары, но получает уже не прежний миллион, а с приличным «довеском» в 125 тысяч. 125 тысяч долларов без всяких хлопот, согласитесь, весьма неплохо. Если же этот Петрос не просто «некий», а «очень даже некий» и вступает в игру не с миллионом, а, скажем, с 10 млн долларов, то, понятно, что тосты, как говорят армяне, будут еще более громкими. И еще одно: Петрос может быть не «неким человеком», а некоей узкой группой. Кстати, при обратном «сборе» цена доллара может возрасти, и процедуру с обменом можно с тем же успехом прокрутить еще раз. Правда, зарываться не стоит – может слишком броситься в глаза. Однако если деньги нужны «позарез», их можно добыть и таким способом.