Вслед за убийствами в последние месяца молодых армян в России последовал арест «весомого» политического деятеля и бизнесмена, российского армянина Левона Чахмахчяна – председателя Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС), сенатора Совета Федерации РФ от Калмыкии. Напомним, что, согласно публикациям российской прессы, Л. Чахмахчян и главный бухгалтер АРАДЕСА Игорь Арушанов были арестованы сотрудниками ФСБ в приемной главы компании «Трансаэро» Александра Плешакова за то, что приняли от него взятку в размере 300 000 долларов. Был арестован также зять Чахмахчяна Армен Ованнисян, работавший в Счетной палате (СП) РФ.
Как сообщает российская пресса, Л. Чахмахчян пришел к Плешакову по его же приглашению. У Плешакова была своя «закавыка». Дело в том, что сотрудник СП Владимир Пенсков проведя проверку на Домодедовской таможне, обнаружил, что «Трансаэро» должен государству 300 млн долларов таможенной пошлины за доставку в страну 1-и «Боингов». Узнав о связях и возможностях Л. Чахмахчяна (а они и на самом деле были немалыми) Плешаков попросил его «что-нибудь сделать» и передал ему (а вернее, Арушанову) «дипломат» с помеченными специальной краской долларами. На выходе из приемной Л. Чахмахчян и И. Арушанов были задержаны сотрудниками ФСБ.
За этим последовало обращение председателя Совета Федерации Сергея Миронова к председателю Национального хурала Калмыкии с предложением лишить Л. Чахмахчяна сенаторского мандата и депутатской неприкосновенности. По словам Миронова, этот вопрос решится в течение нескольких дней. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов подтвердил, что согласен с таким решением. При этом он отметил, что Чахмахчян «многое сделал» для Калмыкии. Так, в частности, Л. Чахмахчян организовал приезд в Калмыкию бригад известных московских и петербургских врачей. К. Илюмжинов напомнил также, что Л. Чахмахчян занимался серьезной законотворческой работой как в парламенте Калмыкии, так и Совете Федерации. Как бы то ни было, по мнению Илюмжинова, окончательный ответ на громкие события последних дней дадут правоохранительные органы.
Такая реакция Илюмжинова была предсказуемой. В 2002 г. Л. Чахмахчян вопреки желанию Кремля сделал Илюмжинова президентом Калмыкии. Теперь же, когда Л. Чахмахчян перестал быть «улаживателем проблем», Илюмжинову остается только смириться с политикой Путина, Миронова и других. Илюмжинов, однако, в любом случае остается лишь «орудием» и реальной роли во всей этой истории не играет.
Генеральная прокуратура РФ намерена привлечь Л. Чахмахчяна к уголовной ответственности по статье 159 УК РА (мошенничество в составе организованной группы). Российский генпрокурор Юрий Бирюков направил в суд материалы, содержащие «элементы преступления». Отметим также, что нашумевшее «дело Чахмахчяна» по любопытной «случайности» совпало с отставкой прежнего генпрокурора России Владимира Устинова. Заметим также, что это в России сочли «загадочным» кадровой заменой, поскольку Устинов в последнее время начал активно выполнять директивы Путина по борьбе с коррупцией.
И все же, кем же спланирована эта акция против Чахмахчяна? Сам сенатор убежден, что провокацию против него организовал сам глава «Трансаэро» Плешаков. Однако председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин выдвигает в «герои» самого себя. 3-го июня он заявил, что он инициировал внутренние проверки в СП и выявил «собственных негодяев». Результаты проверки Степашин передал в ФСБ и другим правоохранительным органам, и те немедля приступили к делу. 6-го июня Степашин заявил, что «потерял доверие» к своему сотруднику Панскову, обвинившему «Трансаэро» в неуплате 200 млн долларов. По словам Степашина, три сотрудника, находившихся под непосредственным началом Панскова, уволены. В то же время близкие аудитора Панскова заявили газете «КоомерсантЪ», что Пансков не признает себя виновным. Более того, сам Пансков заверил: он может документально подтвердить, что «Трансаэро» задолжало государству огромные суммы. В то же время представители компании сообщили этой же газете: «В этой связи мы выиграли несколько судебных процессов и чисты, как слеза младенца!»
Информация, помещенная 6-го июня на интернетовском сайте Счетной палаты, также гласит, что в отчетах СП нарушений со стороны «Трансаэро» не отмечено.
Политика правоохранительных органов РФ выглядит весьма любопытной. Так, с момента задержания Левона Чахмахчяна Генеральная прокуратура и пресса выставляют ее как откровенный случай взяточничества. В то же время целый ряд вопросов остается открытым – на них никто не хочет отвечать. Так, например, почему эти же сами органы ничего не говорят о «Трансаэро» и факте подкупа его руководством, тем более, когда опытный аудитор прямо говорит о его незаконных махинациях? Почему ФСБ решило, что именно Плешаков должен предложить взятку Чахмахчяну? Не следует забывать и еще одно немаловажное обстоятельство. Чахмахчян заявил, что во время задержания сотрудники ФСБ вели себя исключительно грубо и нагло и оскорбляли его национальное достоинство. Это тоже случайность? Ибо трудно поверить, что сотрудники ФСБ откажутся настолько глупы, что без одобрения сверху позволить себе выражения – особенно в эти дни, когда в России растут антиармянские настроения?
Не случайным представляется и выбор Л. Чахмахчяна в качестве «козла отпущения» – человека, представляющего деловое сотрудничество между двумя странами, «грудью вставшего» в поддержку Роберта Кочаряна на президентских выборах 2003 г. в Армении. Путин не одобряет опрометчивых шагов…
Российские СМИ утверждают, что вот уже второй день, как не могут найти Левона Чахмахчяна. Сенатор не появляется на своем рабочем месте ни в Совете Федерации, ни в АРАДЕСе. Противоречивы и высказываемые в прессе предположения относительно того, будет ли Л. Чахмахчян привлечен к уголовной ответственности. Исходя из того, что Генеральная прокуратура, Счетная палата и Совет федерации делают все, чтобы он был арестован, Интернет-СМИ считают, что это произойдет через несколько дней. А вот печатная российская пресса придерживается иного мнения: Чахмахчян «взвалит» все на зятя, и сядет он, а не Чахмахчян. В любом случае «приговор» Генпрокуратуры еще неизвестен.