Полуполитические-полублатные «разборки» вокруг отставки председателя Национального Собрания на время отодвинуло в тень непосредственную деятельность этого государственного учреждения. А ведь одно из представленных именно в этот период законодательных инициатив было более чем достойно общественного внимания. Речь об одном из частных тарифов акцизного налога. Благодаря законодательной инициативе фракции Объединенной трудовой партии (ОТП) был снижен акциз на ввозимые в Армению сигары. Казалось, бы все вполне логично: ведь за 500-драмовую сигару импортер платил 1500 драмов акцизного налога! На вопрос о том, какие экономические последствия повлечет этот шаг, можно ответить однозначно – никаких! По мнению специалистов, отслеживающих табачный рынок, примерно половина торговли табачными изделиями остается в «тени». А торговля сигарами находится в «тени» почти целиком. Наши власти нередко используют метод снижения налогов под предлогом борьбы с теневой экономикой. В прошлом году, например, ставка налога на прибыль была снижена с 35% до 20%. Для банковской деятельности, например, изначально предусматривалась более высокая ставка – 45%. Как и во всех цивилизованных странах. Те, кто первоначально разрабатывал в Армении налоговое законодательство, резонно полагал, что в банковской сфере прибыль обеспечивается не в пример легче, чем в других отраслях экономики. Однако под давлением банковского лобби это мнение было пересмотрено, и сейчас банки, как и другие реальные отрасли экономики, платят 20% налога на прибыль. По тем же самым соображениям подоходный налог был снижен с 30 до 20%. В прошлом году были снижены и размеры обязательных соцвыплат (на8-10%) и т. д. Любители снижения ставок и тарифов любят приводить в пример 1999 год. В этом году благодаря лоббингу местных производителей была резко повышена ставка акцизного налога на иностранную продукцию. Правительство премьера Вазгена Саркисяна унаследовала крайне дефицитный бюджет и решило, видимо, что увеличение этого налога обеспечит серьезный приток денег в бюджет. Однако произошло прямо противоположное: на рынке импортной табачной продукции просто соответственно вырос необлагаемый налогом теневой сектор. И правительство вновь резко снизило размер акцизного налога – трудно сказать, в результате ли трудных переговоров с импортерами, или желая сократить «тень». Разница между импортерами и местными производителями, разумеется, сохранилась, но рынок удалось привести к прежнему состоянию. И ставки акцизного налога на сигареты с тех пор остаются все теми же: за каждые 1000 импортных сигарет взимается 5500 драмов, а за местные – 4000.
Среди специалистов, наблюдающих за экономическими процессами, немало тех, кто придает мало значения, а то и вовсе не придает значения этой проводимой в Армении «гибкой» политике. Причина этого заключается в том, что законодательство, регулирующее экономику, имеет мало общего с реальным управлением этой сферы. Аргументы, подтверждающие это, убедительны. Во-первых, правительство: сколько оно планирует по тому или иному налогу, ровно столько же и собирает. Создается впечатление, что эти показатели формируются не в результате хозяйствования, а благодаря переговорам с крупными хозяйствующими субъектами. Это значит, что заранее обговаривается, какую сумму и по каким налогам внесет в бюджет тот или иной олигарх или крупная экономическая структура («Газпром», Энергосистема, Медно-молибденовый комбинат и т. д.). В нашей реальной экономической жизни важными являются именно эти «согласования», а не экономическое законодательство.
При таком подходе совершенно непонятно, почему ОТП выступила с предложением снизить акциз на сигары – ведь в Армению, насколько известно, официально ввозится около 400 сигар в год. Это значит, что стабильная, урегулированная теневая среда в этом секторе сформирована. Такой шаг ОТП трудно счесть и популистским – сигарный рынок очень мал. Даже при стопроцентном обложении он вряд ли принесет госбюджету более нескольких миллионов драмов. Да и общественность в широком смысле равнодушна к этому делу. И вопрос, казалось бы, повисает в воздухе без ответа. Тем более, что он совпадает с официальными цифрами относительно еще одной сферы экономики. Трудно искать закономерности в экономической жизни страны, где сотовая телефонная связь увеличилась всего за год на 375 000 номеров почти без ввоза сотовых телефонов, где объемы строительства растут без увеличения производства (и тем более ввоза) цемента… Убедиться в этом можно и на примере списка крупнейших налогоплательщиков. Таковыми продолжают оставаться медно-молибденовый комбинат, «АрменТел», «АрмРосгазпром», энергосистема. Все остальные в списке просто присутствуют – ведь список крупнейших налогоплательщиков не должен ограничиваться 5-8 именами!
Что и говорить, парламент, ежегодно пожирающий из госбюджета больше 2 млрд 600 млн драмов, должен принимать законы – хотя бы время от времени. Законы, призванные помочь правительству в ответственном деле собрать еще пару-другую миллионов драмов.