Нужно доверять собственным дизайнерам

01/06/2006 Нуне АХВЕРДЯН

Семья Михалковых, каждый из членов которой находит свое место в искусстве, окружена многочисленными легендами. Жена Никиты Михалкова, Татьяна, долгое время была в тени своего знаменитого мужа и, казалось бы, не стремилась оказаться в центре внимания публики.

Однако 10 лет назад Татьяна Михалкова с большим успехом реализовала проект «Русский силуэт», который имел целью поддержать молодых модельеров и способствовать отечественному производству одежды. Конкурс «Русский силуэт» – не коммерционный и не государственный проект, объединяющий дизайнеров стран СНГ и Прибалтики. И, как говорит председатель этого благотворительного фонда Татьяна Михалкова «Конкурс дает молодым людям крылья, шанс и возможность показа». В разных городах и странах выбираются лучшие, которых приглашают на показ в Москву, и лучшим дизайнерам предоставляется возможность дальнейшей работы и учебы. Главный приз конкурса – не деньги, а возможность для молодого дизайнера выступить в известных домах моды и продажи одежды с собственными проектами. В Армении «Русский силуэт» проводится уже четвертый раз. В этом году в полуфинал прошли 20 дизайнеров, из которых были выбраны три лучшие – Анна Карибян (коллекция «Два в одном»), Сюзи Аветисян (коллекция «Армянский алфавит») и Нектар Василян (коллекция мужской одежды «Неофолк»). «Выбор нам всегда дается с большим трудом, в Москву могут поехать только два человека, о с каждым годом мы приглашаем из Армении все больше людей, – сказала Т. Михалкова. В этом году, на финальный тур, который состоится в Москве 11-го июня, могут пригласить еще одного дизайнера – Геворка Варданяна, чьи вечерние платья из стекла восхитили Т. Михалкову. И как сказала директор центра моды «Атекс» Карина Дноян, госпожа Михалкова очень хочет изменить установленный порядок и дать возможность показа больше армянским дизайнерам. Т. Михалкова считает очень важным повышение репутации современной национальной моды. И советует более внимательно приглядеться вокруг, чтобы заметить талантливых людей.

– Так как наш конкурс не преследует выгоды, мы очень свободны в своем выборе, можем позволить себе роскошь и помочь лучшим. Наши дизайнеры – специалисты широкого профиля, они могут самостоятельно провести весь целостный процесс подготовки одежды. А молодая, свежая кровь и новые идеи нужны везде. Самые известные французские и итальянские дома моды, которые носят имена известных модельеров, давно уже не предлагают платья, спланированные одним человеком, там работает целая группа дизайнеров. И дома моды не хотят публиковать имена своих работников, но все мы знаем, что многие из них – русские. Мода – это и бизнес, и искусство. Что касается искусства, то мы очень сильны. Хромает бизнес. Нужен умелый менеджмент, а идеи в России намного более свежи и интересны, чем во Франции. А Китай, например, насколько бы он хорошо и активно не работал, всегда будет нуждаться в искусстве. Однако нельзя передавать рынок нашей одежды Турции или Китаю только потому, что произведенная ими одежда дешевле. Мода имеет большое политическое и экономическое значение, нельзя передавать чужим многомиллионный рынок. Идет борьба экономик и Россия только начинает входить в эту борьбу. Многие дома моды имеют 150 лет истории, а мы – новички. Главное то, чтобы дизайнеры принимались в своих странах, чтобы иметь возможность продавать одежду своим соотечественникам. Я, например, всегда одеваюсь у русских дизайнеров.

– Возможно ли, чтобы армянская мода имела серьезный успех на международном подиуме.

– Армянских дианйнеров нужно активно вовлекать в произовдство одежды. Ведь было время, когда одежду и обувь, сшитые в Армении носил весь СССР. Сейчас в Армени есть великолепные дизайнеры, например Нектар, которая прошла стажировку в доме моды «Клода Бонуччи» или дизайнер обуви Гагас, его обувь с длинными голенищами носят Алла Пугачева, Кристина Орбакайте и Абраам Руссо. Я тожу ношу обувь от Гагаса. Но, повторяю, дизайнер должен быть принят в собственной стране. А в стране, где есть такие одаренные дизайнеры, должно развиваться также национальное производство. Надеюсь, что армянские производители будут этому способствовать. Могу сказать, что в Москве армянские дизайнеры всегда отличались своим минимализмом, строгостью, и большим мастерством.

– Для женщины труднее достичь успеха, чем для мужчины. Сталкивались ли Вы с подобными трудностями?

– Все женщины сталкиваются. Я знаю, что в Армении очень сильны семйные ценности. Это очень важно, так как, думаю, самое главное для женщины – быть матерью. Но в то же время сожалею, что женщины, получив блестящее образование и обладая разными талантами, не входят в общественную жизнь, бизнес. Совместить два эти желания – вот что самое сложное. И, конечно, нужна поддержка мужчины.

– Мужчина должен давать женщине возможность?

– Часто именно мужчины диктуют свое мнение. Без их согласия трудно. Успеха достигает женщина, которая, может совместить семью с собствнной деятельностью.

– Как Ваш муж принял Вашу деятельность?

– Можно сказать, что в начале он, мягко говоря, не приветствовал мою деятельность. Он принимал мою работу как очередной женский каприз. Не знаю почему. В нем есть что-то армянское (смеется – Н.А.). Восточный менталитет диктует мужчине, что женщина должна сидеть дома, сама воспитывать детей, не доверяя нянькам и детсадам. Я одна держала своих детей. Однако, в любом случае, когда дети уже взрослеют, и у женщины появляется свободное время и воздух, она хочет что-то делать. Я просто счастлива, что в течение этих десяти лет смогла заниматься «Русским силуэтом». Этот конкурс стал для меня как бы очередным четвертым ребенком.

– Вряд ли Ваши дети сейчас нуждаются в Вашем уходе.

– Дети повзрослели, живут активной жизнью. Анечка в этом году снялась сразу в двух филмах, эти фильмы скоро будут представлены на конкурсе «Кинотавр». Артем и Надя тоже занимаются кино. У всех свои дела и они очень заняты.