Международная финансовая корпорация (МФЛ), входящая в группу Всемирного банка, 29-го мая заключила с Армэкономбанком (АЭБ) договор относительно Программы стимулирования торговли. Программа эта, которая будет стоить около 1 млн долларов, рассчитана на год. По утверждению сторон, она, открывая для бизнесменов пользоваться такими финансовыми инструментами, как аккредитивы и гарантии, позволит стимулировать армянский экспорт и импорт. МФК и АЭБ подписали также меморандум о намерениях, включающий еще две программы. Первый из них представляет собой кредит в размере 2 млн долларов (сроком на 8 лет), половина которого будет предоставлена малому и среднему бизнесу, а остальная часть – направлена на ипотечный рынок. Вторая программа, также стоимостью 2 млн долларов, в дальнейшем позволит МФК получить соответствующую долю в уставном капитале АЭБ. По словам директора департамента Центральной и Восточной Европы МФК Эдварда Насима, через какое-то количество лет эти 2 млн долларов будут замещены акциями АЭБ. Добавим, что у АЭБ уже есть иностранные акционеры – это Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
«Найдите своего зарубежного партнера – мы готовы провести с вами переговоры, и если вы экспортер, то мы можем гарантировать, что вы получите деньги за поставленную вами продукцию. Если вы импортер, то мы гарантируем, что заказанная вами сумма обязательно дойдет до места», – именно этим принципом, по утверждению председателя правления АЭБ Ашота Осипяна, должен руководствоваться банк при расходовании сумм. В этой программе банкир особо выделяет роль МФК и ЕБРР – ведь именно они финансируют ее.
Последние 2 года армянский драм продолжает укрепляться. Не уменьшило ли это как-то желание армянских бизнесменов финансировать внешнеторговые сделки? «Объемы в сфере финансирования торговле выросли, – ответил на этот вопрос А. Осипян. – Это обусловлено тем, что финансирование стало дешевле. В рамках этой программы мы планируем оказывать финансирование с 6-8-процентной ставкой, тогда как на армянском кредитном рынке средняя процентная ставка – 16%». И хотя в ответе так и не прозвучали слова «обменный курс», все было понятно и так: падение доллара действительно препятствует росту экспорта и импорта, а значит, и финансированию внешней торговли. И вот тут-то на помощь приходят сравнительно дешевые финансовые инструменты.
Вторая из программ касается весьма интересующей нас и актуальной темы – доступности ипотечного кредита. Действительно ли ипотека станет доступной для широких слоев населения? Как оказалось, вопрос этот не особенно интересует банки. «НС должен рассматривать это вопрос с точки зрения решения социальных задач, – говорит г-н Осипян, – а банк – как прибыльный актив». Это естественно, считает он, поскольку наши банки по возможности выдают ипотечные кредиты – по нынешним процентам и в основном на деньги международных финансовых организаций. Обо всем остальном должно думать государство. «Рынок – вот истина. Именно он устанавливают процентную ставку. Новосозданный Союз участников ипотечного рынка ставит перед собой задачу сделать ипотечные кредиты менее рисковыми, увеличить их сроки. Не столько важны проценты, сколько сроки», – утверждает Ашот Осипян.