Процитируем: «До 20-х годов Ереван по своей ткани и расположению был равнодушен к библейскому Арарату, и только благодаря А. Л. Таманяну произошел градостроительный прорыв в сторону национального символа высшего класса. А. Таманян, противопоставившись сложившейся планировочной сетке, по всей длине рассек город с севера на юг еовой пространственной осью, – говорится в постановлении № 774. А далее констатируется: – …Однако не нашлось предложения с ярким архитектурно-художественным образом. И только 8-го июня с. Г. по инициативе главного архитектора Еревана (Нарек Саркисян) Градостроительному совету была представлена новая стратегия Северного проспекта».
Эта новая стратегия предусматривала, что высота будущих «зданий Северного проспекта принимается за 20-25 м – макисмальной высоте второй площадки Оперного театра». Это значит, что дома должны быть самое большее 5-6-этажными. В 2001 г. правительство своим постановлением № 645 решило «на участке Северного проспекта установить зону отчуждения забираемой для государственных нужд недвижимой собственности площадью 72 000 кв. м». Тем же решением правительства ереванской мэрии разрешалось на примыкающем к ул. Туманяна отрезке без конкурса, путем прямых переговоров предоставлять для застройки участки общей площадью 5 600 кв. м. В 2002 г. в постановление № 645 было внесено изменение: «зона отчуждения забираемой для государственных нужд недвижимой собственности» расширилась до 82 700 кв. м, то есть, увеличилась на 10 700 кв. м. Еще одним решением была установлена цена компенсации за отчуждаемые площади: «не менее драмового эквивалента 500 долларов США». И так – решение за решением. И ничего ведь не попишешь: государственные «нужды»!
Если внимательно проследить за решениями по застройке Северного проспекта, то можно заметить, что аппетиты принимающих решения постоянно растут: увеличиваются размеры отводимых под застройку участков, вместо предусмотренных 5-6-этажных домов начинают возводиться 9-17-этажные: каждый лишний этаж – это ведь дополнительная прибыль! И черт с ним, если на их фоне здание Оперы будет оставлять впечатление ларька…
27-мая состоялось частичное открытие Северного проспекта. Как ни странно, президент РА Роберт Кочарян на торжествах по случаю открытия проспекта не появился – красную ленточку перерезали мэр Еревана Ерванд Захарян и бывший и нынешний главные архитекторы. По их словам, на первом участке П-1 Северного проспекта были построены три здания общей площадью 31 895 кв. м, при этом одно из них, голубое, является бизнес-центром. Было отмечено также, что 70-80% площадей уже раскуплены. И это при том, что выполнены только строительно-монтажные работы: внутреннюю отделку предстоит сделать самим покупателям. Но даже при этих условиях квадратный метр стоил 2000-2100 долларов, хотя, по подсчетам специалистов, застройщики потратили на строительство не более 150-180 долларов на кв. м. Понятно теперь, почему вместо пятиэтажек выросли здания по 9-17 этажей? Стоит ли добавлять после этого, что застройщики не стали «мелочиться» и с благоустройством территории – на это выделили из госбюджета каких-то 132 млн драмов…
17 этажей имеет лишь одно здание, но зато каждый этаж – это отдельная квартира. 9 этажей у голубого бизнес-центра. Внутри это здание разгорожено очень слабо. Покупатель выбирает приглянувшийся ему кусок и обустраивает его по-своему. И если скажем, ему вздумается взять среднюю часть зала, то остальные вынуждены будут довольствоваться оставшимися кусками. Кроме того, изнутри через все залы проходят сверху вниз 10-15 каких-то пластмассовых труб. Как объяснил один из строителей, это «жолобы для дождя».Представляете: подбираете себе помещение под офис, о через него проходят 5-6 дождевых желобов! А значит, обустраиваясь, следует подумать хотя бы о том, чтобы они не торчали в центре или где попало, а хотя бы проходили вдоль стен. Еще, кажется, остаются кое-какие проблемы с канализацией, а система кондиционирования далека от того, чтобы считаться соответствующей критериям элитарности.
На церемонии открытия Северного проспекта присутствовали также инвесторы и застройщики. Инвестором является компания «Норд Айленд» – представитель российского «Макариоса» в Армении. В свое время поговаривали, что эти компании принадлежат Михаилу Ходорковскому, а точнее – «Юкосу». Вместе с прекращением дела Ходорковского стихли и эти утверждения. Чуть ниже здания «Норд Айленда» стоит уже почти готовое здание Юрия Лужкова. На этом участке, ходят слухи, осуществляет застройку еще один российский бизнесмен – зять Бориса Ельцина и алюминиевый магнат Олег Дерипаска. Рядом с «домом Лужкова» строится здание и «Гарни групп», принадлежащее видным зарубежным представителям партии Дашнакцутюн. Представляете теперь, сколь велики потери бывших жителей этого района и что значит «государственные нужды»? Существует мнение, что армянские и российские застройщики не просто «отмыли» свои деньги, но и сделали это с немалой прибылью. При этом юридическими консультациями застройщиков обеспечивала юридическая контора братьев министра юстиции РА Давида Арутюняна…
А еще говорят, что в одном из этих домов двухэтажную квартиру и двухэтажный офис приобрел Хосров Арутюнян. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян имеет на 8-м этаже бизнес-центра громадную площадь – здесь, по слухам, вскоре будет действовать некий финансируемый из США центр политических исследований. Свои квартиры в этом здании, называемой «Башня», имеют собственники гостиницы «Армения-Мариотт»
Ншан и Геворг Атаяны. Если помните, каждая квартира в «Башне» занимает целый этаж. Кстати, каждый, кто купил здесь себе «участок» до завершения строительства, должен был доплатить 10-15% от его цены – хотя во всем мире принято цифра в 4-5%. Что ж, тоже способ получить «дикую» прибыль…
Чтобы придать особую завершенность всей этой истории с застройкой, напомним, что месяц назад Конституционный суд РА признал не соответствующими Конституции все те законы, которые лежали в основе застройки. Именно на этих законах основывались правительственные постановления, заверенные Робертом Кочаряном.
Реализация проекта Северного проспекта с самого начала вызвала большой общественный протест. Причиной этого протеста послужил тот факт, что правительство как до начала проекта, так и после начала его реализации в буквальном смысле слова плевать хотело на законные права этого района столицы. Спорить нечего: возведенные здесь хибары и развалюхи рано или поздно должны были быть снесены, а участок освоен, к тому же многие из здешних жителей обосновались здесь незаконно или не вполне законно. Но в принципе виноваты ведь не эти отчаянно нуждавшиеся в жилье люди, а те чиновники, которые в свое время за соответствующую мзду оформили им «ущербные документы». Что ни говори, а эти жители – так или иначе граждане нашей страны, и права их следовало уважать. Можно ведь было не пожадничать и построить для них пару-тройку домов – в конце концов, «освоенцев» всего несколько десятков семей. А кроме того, можно было бы и сохранить в качестве хотя бы туристической достопримечательности несколько старых ереванских домов. Или можно было бы даже на деньги этих же простых людей построить такие же простые многоквартирные дома, в которых сегодня ощущается такая нужда – в «элитарных» новостройках им просто не по карману приобрести квартиры.
Любопытное замечание: как в Москве, так и в Ереване состоятельные люди избегают покупать квартиры в высотных домах-«стекляшках. В Москве, кстати, люди имущие вообще предпочитают старые «сталинские дома». Говорят, здесь жить можно без опаски. Причина – в качестве строительства: строители тогда не халтурили.
Что и говорить, наша столица, как и каждый город, должна развиваться, должна застраиваться и обустраиваться. Но при этом следует четко представлять, каким должно быть будущее Еревана. А то каждый, кому приглянется место для элитарного здания, тут же начинает закладывать фундамент. Если бы на все эти вопросы были даны верные ответы, если бы не обращались с людьми со столь грубой бесцеремонностью, если бы действительно обеспечили качество строительства, открытость программы развития Еревана, сохранение его лица… Если бы… Вот тогда, может быть, ереванцы действительно гордились бы красотой Северного проспекта.