«Оползень» был включен в бюджет «Айфильма» еще в прошлом году, однако съемочный этап еще не начался. «Следует набрать максимальный бюджет, поскольку стартовая сумма довольно скромна», – говорит автор «Оползня». Кастинг, выбор натуры и прикидка сметы еще впереди. Фильм явится совместной армяно-российско-французской продуктом, и следует уточнить вклад каждой стороны. Вклад этот будет и финансовым, и профессиональным. «Во Франции мы надеемся сделать спецэффекты, поскольку повесть открывает широкие возможности для спецэффектов, – говорит М. Довлатян. – А Россия подключится деньгами, а также актерами или операторами».
Несмотря на совершенное недавно на него хулиганское нападение в Москве, М. Довлатян часто летает в российскую столицу для переговоров с Департаментом кино, которое должно перечислить деньги на съемки. Затягивание подготовительного этапа экранизации В. Мартиросян считает явлением нормальным: «Делать фильм – дело долгое. Надеюсь, терпение режиссера не иссякнет». Актеры для фильма будут подобраны после того, как утвердят окончательный бюджет. Основанная часть съемок пройдет в Армении. «Я и режиссер бродим по улицам как сумасшедшие и ищем подходящие для съемок места», – улыбается В. Мартиросян.
«Оползень» не имеет определенного национального колорита и локализации. В абстрактном сползающем городе живут абстрактные, привыкшие к оползню люди, которые могут лечь спать на третьем этаже, а проснуться на первом, поскольку первые два этажа их дома ушли под землю. Сползают, уходят под землю люди, дома, типографии и рестораны. Постоянная тревога и неопределенность будущего заставила людей привыкнуть к оползню так же, как они привыкают ко всему. Как и мы в начале 90-х привыкли к беспросветному мраку и холоду. То, что герои армяне и живут в Ереване, не подчеркивается – на это лишь намекается. «Я специально не вложил в повесть ничего национального», – признается В. Мартиросян. Тем не менее, любой здешний армянин может провести параллели между ситуациями «Оползня» и нашим не столь уж и далеким прошлым. А для будущих иностранных зрителей фильма эти намеки могут вообще не иметь значения – так или иначе, ушедшие под землю миры существуют в подсознании каждого. Постоянно оплывающая, уплывающая, изменяющаяся реальность не оставляет надежд на то, что в городе остается хоть что-то устойчивое. Кроме, конечно, умения ползать и мечты уехать из города. По словам автора, он пытался создать максимально «антилегендарную» ситуацию.
Герой
В «Оползне» делана попытка найти «героя нашего времени» и понять его. Гордая поза и стремление спасти мир более не срабатывают. Образ героя-спасителя постепенно тускнеет и дискредитируется как в мировой литературе, так и в кинематографе. Измельчали человеческие желания и ожидая и, как следствие, Измельчали и их способности людей. Такое преображение людей предугадал в начале 2-го века Франц Кафка – его герои уменьшаются, превращаясь в нечто насекомоподобное, или же, заблудившись в коридорах системы, так и не могут выбраться из них. А вот для героя повести Ваграма Мартиросяна что на земле, что под землей – все едино: он все равно выдюжит. У героя этого, кстати, нет ни имени, ни определенного занятия. Это герой нового типа, обладающего большим потенциалом к мимикрии. Его можно назвать даже антигероем. Тем не менее, Ваграм Мартиросян все же воздерживается от патетических комментариев. «Эта реальность, которой мы недовольны, существует в каждом из нас. И мой герой хранит в себе концентрат этой отрицательной реальности. Местами я симпатизирую ему, переживаю вместе с ним, но патетики в «Оползне» нет, и нравственные розги в ход не пущены», – говорит он. А по мнению Микаела Довлатян, киногерой «Оползня» не колеблющаяся личность, «человек, который болен штампами»: «Мышление штампами проявляется во всем – начиная одеждой, ремонтом дома и кончая рабочим местом».
На роль главного героя имеются два кандидата – российский актер Максим Суханов и французский актер Серж Аветикян. По всей видимости, роль главной героини исполнит также русская актриса, так что герой окажется в подземной системе вместе с русской девушкой. А поскольку в повести имеется множество эпизодических действующих лиц, то предполагается набрать большой актерский состав.
«Кого назвать? Актеров будет много – от Карена Джанибекяна до Арамо», – говорит М. Довлатян. Кстати, желание сняться в фильме изъявил известный русский актер Сергей Юрский, пришедший от «Оползня» в восторг. Он сам позвонил В. Мартиросяну и предложил встретиться.
Реалистичный и в то же время гротескный «Оползень» может стать тем самым фильмом, который принесет современному армянскому кино известность и зрителя. Если, конечно, подготовительный период будет успешно завершен, а литературный материал – профессионально, без скидок, переведен на киноязык.