Убеждает сложить мандаты

20/05/2006 Арман ГАЛОЯН

«Если результаты выборов 2003-го года были фальсифицированы, то зачем ты согласился стать председателем Национального Собрания? Когда так говорит оппозиция, я понимаю: Арам З. Саркисян не признает результатов выборов и до сих ногой не ступил в Национальное Собрание. А как понять твое поведение?» – именно так сказал Роберт Кочарян Артуру Багдасаряну на последнем заседании коалиции.

Да и вообще, по свидетельству людей, хорошо знающих Роберта Кочаряна, он даже самое деликатное сомнение в его легитимности воспринимает как личное оскорбление и делает все, чтобы усомнившийся был наказан, особенно если он принадлежит к лагерю власти. И подлинная подоплека скандалов, разворачивающихся вокруг Артура Багдасаряна и его партии «Страна законности» (ПСЗ) заключается вовсе не во внутрикоалиционных разногласиях по вопросам внешней политики и устремленности в сторону Запада и евросообщества. Истина заключается в том, что спикер парламента осмелился намекнуть, что общегосударственные выборы 2003-го в Армении были сфальсифицированы. «Те, кто считает, что может вновь сфальсифицировать выборы, должны понять, что в РА эти времена прошли, и если предстоящие президентские выборы будут сфальсифицированы так же, как в 2003-м, то это может привести к серьезным изменениям», – в интервью «Франкфуртер Альгемайне» заявил Артур Багдасарян, что и привело к публичным карательным действиям в отношении ПСЗ и самого Артура Багдасаряна.

После своей отставки с поста председателя НС лидер «Страны законности» Артур Багдасарян, ищущий теперь место в стане оппозиции, пытается сделать все возможное, чтобы вызвать в парламенте политический кризис. В частности, в эти самые дни ПСЗ ведет активные переговоры с оппозиционными фракциями «Справедливость» и «Национальное единение», убеждая их всем вместе сдать депутатские мандаты. Аргументация такова: если оппозиция согласится единым фронтом бойкотировать работу парламента и сложит полномочия, то власти вынуждены будут распустить НС и назначить новые парламентские выборы. Шаг этот, конечно, правовых последствий не вызовет, поскольку, согласно закону, парламент считается сформированным, если избраны две трети депутатов, то есть 86 человек. И в данном случае отказ от мандатов 30-и депутатов не является достаточной правовой причиной для роспуска парламента. А вот в политическом смысле не просто бойкот, но и отказ оппозиции от парламентской деятельности действительно может возыметь серьезный эффект. Во всех этих политических раскладах у Артура Багдасаряна есть свой собственный расчет – тем самым он сразу становится единым лидером оппозиции. Бывший уже спикер пытается доказать, что оппозиция, не признавая итогов выборов 2003-го года, все же нашла в себе мужества отказаться от мандатов, а вот он, сам перейдя в оппозицию, сумел враз объединить ее.

Примечательно, однако, что и ПСЗ, и оппозиция сегодня категорически отрицают факт переговоров о сложении мандатов. «Нет, мандаты мы не сложим, мы будем работать в этом поле и работать еще более активно!» – сказала секретарь фракции ПСЗ Эгине Бишарян. Лидер партии «Республика» Арам З. Саркисян и член политсовета этой же партии Смбат Айваязян, которые всегда являлись сторонниками отказа от мандатов и после выборов ни разу даже не заходили в здание НС, сказали, что впервые слышат об этом (хотя, по нашим данным, о своем решение ПСЗ первым поделилась именно с «Республикой» и получила ее одобрение). «Какого-либо переговорного процесса с ПСЗ на нынешнем этапе нет», – сказал Арам З. Саркисян. Ну а если, тем не менее, «Республике» предложат такой вариант, согласятся ли они? «Отвечать на вопросы с «если» – дело неблагодарное. Когда сложим, тогда и ответим», – высказался лидер «Республики». А Смбат Айвазян добавил: «Если ПСЗ и «Справедливость» сдадут свои мандаты, то этого уже достаточно, чтобы возник политический кризис. Мы не исключаем, что этому последуют и другие».

Во фракциях «Справедливость» и «Национальное единение» также утверждают, что подобного предложения от ПСЗ им не поступало. И что на предложение сложить мандаты ответят лишь после того, как такое предложение им будет сделано. «Это очень серьезный шаг и он должен быть обдуман. В качестве акции это действительно сильный ход, – считает член парламентской фракции «Справедливость» Грант Хачатрян. – На него следует идти лишь в том случае, когда ясен второй шаг. О его целесообразности можно говорить, только если разработаны все детали и все последующие шаги».