12-го мая председатель НС РА Артур Багдасарян официально заявил о выходе возглавляемой им партии «Страна законности» из состава правящей коалиции и своей отставке с поста спикера парламента.
Итак, к логическому завершению пришел первый этап внутриполитического скандала вокруг ПСЗ и А. Багдасаряна. Как считают многие, в результате этого инициированного из президентского дворца скандала Роберт Кочарян намерен одной пулей убить двух зайцев. Во-первых, наказать Артура Багдасаряна, нарушившего составленные самим Р. Кочаряном и еще 3 года назад утвержденные коалицией правила игры. Во-вторых, нестабильность внутренней политической жизни Армении выгодна президенту в том смысле, что ее можно выставить напоказ всему миру и в очередной раз увильнуть от решения карабахской проблемы. Тем более, что в последнее время Запад довольно решительно демонстрирует свое стремление решить эту проблему в течение 2006-го года. Так что уход А. Багдасаряна может послужить вполне приемлемым поводом избежать от давления Запада, личной встречи с Алиевым и достижения конкретных договоренностей.
Сам Артур Багдасарян официально представит свое заявление об отставке 22-го мая – на первом же заседании очередной парламентской четырехдневки. После этого, согласно Регламенту НС, он в течение пяти дней будет настаивать на отставке, и только тогда она будет считаться принятой. Таким образом, А. Багдасарян сложит свои полномочия лишь с 26-го мая. Но есть и другой вариант: спикер может прямо поставит на голосование вопрос о доверии ему. И, кстати, в ходе недавней встречи с ним кое-кто из оппозиционных депутатов советовали А. Багдасаряну поступить именно так. Артур Багдасарян, однако, отказался. Свое решение он прокомментировал так: «Я считаю более нравственным подать в отставку, и чтобы наша политическая команда вышла из коалиции. Члены нашей партии должны оставить все те должности, которые они занимают. Таково единогласное решение политсовета партии. Регламент предусматривает еще один вариант: поставить вопрос о доверии. Но я не хочу ставить на голосование вопрос о своем доверии – я просто хочу уйти. Хочу уйти, чтобы идти своим путем. Вместе со своей политической силой. Если же кто-то хочется остаться при своей должности, то либо мы его исключим, либо он сам уйдет от нас».
Что и говорить, в данных обстоятельствах А. Багдасарян, на первый взгляд, поступает правильно, полностью укладываясь в логику сегодняшних властей. А. Багдасарян пишет заявление и уходит со своей должности как обычный чиновник, косвенным образом подтверждая тем самым, что на эту должность он был не избран, а назначен Робертом Кочаряном. А будь он действительно избранным председателем парламента, то непременно поставил бы вопрос о доверии, давая тем самым пролить свет на те подспудные процессы, которые предшествовали его отставке.
Однако пока что выход ПСЗ из состава правящей коалиции и свою отставку А. Багдасарян мотивирует разногласиями между ними и другими членами коалициями – разногласиями, которые сам А. Багдасарян квалифицировал как скандальные. Любопытно, однако, что всю эту скандальность он начал замечать лишь с недавних пор. «Подобное политическое решение обусловлено рядом серьезных разногласий, которые имелись внутри коалиции. И в результате мы пришли к выводу, что да – нашей политической организации оставаться в составе коалиции более не целесообразно. Это история не одного дня – мы постоянно были в скандалах», – заявил А. Багдасарян. Скандалы эти он разделил на три группы: внутриполитические, внешнеполитические и возникшие вокруг демократических реформ.
А. Багдасарян отверг предположение, что мысль о его отставке пришла в голову Роберту Кочаряну: «Нет, со стороны президента такого предложения не было». По словам лидера ПСЗ, члены коалиции пришли в президентском дворце к соглашению о том, что расставаться будут цивилизованным путем и отныне не будут говорить друг другу едких слов. Но уже со вчерашнего дня в одночасье ушедший из власти в оппозицию Артур Багдасарян начал предъявлять действующим властям довольно серьезные обвинения. «Мы очень много говорим о борьбе с коррупцией в РА. Размах коррупции у нас неизмеримо шире любой борьбы с ней, – заявил он. – Мы провозглашаем политический приоритет – не на словах, а на деле бороться с коррупцией. Проявлять конкретное, более последовательное отношение ко всем проявлениям коррупции. Несправедливости не должны размножаться как кролики, чтобы мы лишь гонялись за ними и не могли поймать!» Создается впечатление, что А. Багдасарян очень старается, чтобы его где-то кто-то заметил, тем более, что на его пресс-конференции присутствовали и представители международных организаций. Что же касается разногласий относительно демократических реформ, то, по словам А. Багдасаряна, демократию в стране надо утверждать опять-таки не на словах, я на деле. «РА утратила все возможности проводить выборы по заранее расписанному сценарию, – заявил Артур Багдасарян. – Если мы хотим стать нормальным, развивающимся государством, хотим сохранить достойное лицо, иметь свое место и чтобы наши дети могли жить на нормальной родине, то мы должны суметь провести оба предстоящих выборов в соответствии с международными стандартами. Кое для кого это может показаться зыбкой мечтой, для других – романтической иллюзией. Мы же считаем, что должны бороться за такие выборы».
Что же касается второй группы разногласий с бывшими партнерами по коалиции, касающимися внешней политики, то А. Багдасарян в очередной раз повторил, что будущее Армении он видит в европейской семье и в углублении сотрудничества с НАТО. «Европейская интеграция для нас – однозначная перспектива, – подчеркнул он. – И на этом пути мы осознаем важность выполнения нашей страной взятых на себя обязательств и углубления евроатлантического сотрудничества. На этом пути мы считаем важным и развитие дружеских отношений с РФ. И не нам противопоставлять европейские и русские ценности».
В течение всего нескольких дней парламентскую фракцию ПСЗ и вообще саму фракцию покинули сразу несколько депутатов. Как считает А. Багдасарян, депутаты-бизнесмены покинули партию из страха: «Бизнесмены сегодня испуганы. Но я не обвиняю бизнесменов – я обвиняю общество страха. Если они даже вскользь услышали, что между А. Багдасаряном и Р. Кочаряном возникли разногласия, то это уже повод к тому, чтобы задуматься о том, куда уносить ноги». Тем не менее, считает он, уход нескольких человек не сказался на партии отрицательно. «Состоявшиеся партии подобны железным цепям, связанным друг с другом прочными узлами. Люди, которые ушли – во все не эти узлы. Узлы – это те десятки тысяч людей, десятки тысяч единомышленников, которые идут с нами по одному пути!» – заявил А. Багдасарян, пытаясь смягчить горечь потери.
Поскольку ПСЗ намерена теперь выступать в качестве оппозиции, то журналисты поинтересовались у Артура Багдасаряна, а примет ли их оппозиция? Тем более, что живо еще в памяти, как в ночь на 13-е апреля 2004-го НС превратилось в казарму – именно здесь размещались военные, жестоко избивавшие людей. «На нигде не встречали с распростертыми объятиями. И во власть нас принимали не распростертыми объятиями – с первого же дня, как мы вошли во власть, на нас сыпались удары, била и оппозиция. Теперь будут бить и в оппозиционном поле, но для нас важнее всего оценка народа», – так сердцещипательно представил положение партии А. Багдасарян, заверив, однако, что они, тем не менее, станут оппозицией, и это однозначно. «Политические союзники есть всегда, но сейчас я не хочу говорить о завтрашних процессах и этих союзниках. Процессы будут разные», – заверил он.
А пока суть да дело, две другие силы расколовшейся оппозиции – РПА и АРФД – будут работать в рамках прежних политических договоренностей, сотрудничая со всеми представленными в парламенте силами. И, между, прочим, уже выяснилось, кажется, кто займет вакантное кресло спикера НС. В качестве наиболее вероятных кандидатов называют вице-спикера называют Тиграна Торосяна и руководителя депутатской группы «Народный депутат» Карена Карапетяна. Впрочем, уже имеется, пожалуй, договоренность, что спикером изберут все же Т. Торосяна, а К. Карапетян станет вице-спикером.
P.S. Около полудня 12-го мая в президентском дворе состоялось последнее заседание коалиции в формате РПА-АРФД-ПСЗ. Как рассказывают депутаты, встречавшиеся с Артуром Багдасаряном, он после заседания был сильно не в духе и смущен. Создавалось даже впечатление, что он упрашивал Роберта Кочаряна разрешить ему уйти в отставку. Еще до заседания из партии «Страна законности» вышел министр градостроительства Арам Арутюнян. Не захотел расставаться со своим портфелем и министр культуры Геворг Геворкян. В беседе с нашим корреспондентом он заявил, что является членом ПСЗ. «На этот пост меня предложили люди культуры, они и могут отозвать меня. Или же меня может снять с этой должности тот, кто меня назначил», – сказал Г. Геворкян.