Теперь остается лишь, чтобы из «Страны законности» ушел и сам Артур

19/05/2006 Арман ГАЛОЯН

Предсказуемый скандал вокруг партии «Страна законности» не заставил себя долго ждать – с каждым днем он набирает новый размах. «Странозаконовцы»-бизнесмены ныне поодиночке и группами покидают как саму партию, так и ее парламентскую фракцию.

 Заявлении о выходе из парламентской фракции ПСЗ подали уже депутаты Мелик Манукян, Аршак Мхитарян, Алексан Петросян, Григор Маргарян. Вчера к ним присоединился и Саяд Захарян, брат столичного мэра Ерванда Захаряна. Впрочем, потери ПСЗ этим не ограничиваются. Как сообщают наши источники, о выходе из ПСЗ заявили также Самвел Шахгельдян, Эдуард Габриелян, Хачик Петросян и Аркадий Амбарцумян. Итак, совершенно очевидно теперь: это не просто крысы покидают тонущий корабль – это Роберт Кочарян решил всерьез наказать Артура Багдасаряна. И все события, происходящие теперь вокруг ПСЗ, протекают именно в этом русле и по заранее намеченному сценарию.

Как утверждают наши источники, в ближайшее время будет сделано все, чтобы фракция ПСЗ, насчитывавшая недавно 21-го депутата, сократилась более чем вдвое и превратилось в парламенте в политическое меньшинство.
При этом будет сделано все возможное, чтобы «исход» из фракции АСЗ воспринималось не как следствие разногласий по поводу программы приватизации, а как результат несогласия с личной политикой самого Артура Багдасаряна. Не исключено также, что из партийной фракции выйдут даже кое-кто из тех депутатов, кто по призыву А. Багдасаряна голосовал против утверждения итогов «Программы приватизации государственного имущества 2001-2003 гг.». Словом, Артура Багдасаряна ждет, скорее всего, судьба Арташеса Туманяна – с незначительными изменения в лучшую или худшую сторону. Однако это не так существенно.

Пока же покинувшие ПСЗ члены и депутаты отказываются как-либо объяснять свой шаг. «Никаких комментариев давать не хочу. Факт заключается в том, что я вышел – что уж тут еще говорит?» – словно сговорившись, заявляют они.

Впрочем, причины происходящего, пожалуй, и без того известны всем. В последнее время Артур Багдасарян почувствовал себя правопреемником Роберта Кочаряна и фактически начал предвыборную кампанию. При этом он постарался всячески отмежеваться от нынешних властей, вместе с которыми и благодаря которым стал в 2003-м году вторым из высших государственных лиц. То он пригвождал к позорному столбу правительство – за проведение преступной приватизации в течение 2001-2003-го годов, то заявлял, что все общегосударственные выборы в РА были изначально фальсифицированы, то объявлял во всеуслышание, что если между ПСЗ и остальными партнерами по коалиции возникнуть серьезные разногласия, то они выйдут из коалиции… Все это, что и говорить, не могло не привести Роберта Кочаряна в ярость, и он решил в конце концов «поставить мальчика на место». Тем более, что за время своего президентства Р. Кочарян не раз демонстрировал всем, какая участь грозит тем, кто осмелится предать его или даже перечить. (Самый свежий пример – судьба руководителя его собственного аппарата Арташеса Туманяна).

Вчера атмосфера в ПСЗ напоминала дом с покойником, ибо партия в буквальном смысле слова оказалась в цейтноте. Да, конечно, делая хорошую мину при плохой игре, «странозаконовцы» всячески старались показать, что последние события нисколько не угнетают их и что настрой в партии самый что ни на есть боевой. И в то же время они избегали всяких разговоров относительно происходящего. Как нам разъяснили в ПСЗ, из партии вышли те ее члены-бизнесмены, которые не имели никакого отношения к политике и политической линии партии. И что с их уходом партия, как политическая единица, не потеряла ничего. «То, что произошло, известно всем – об этом все время говорила и пресса, так что ничего неожиданного в этом нет. И если вы думаете, что сейчас я буду говорить нехороши слова о моих коллегах, то ошибаетесь: мы три года подряд шли одним путем, – сказал член парламентской фракции ПСЗ Ованес Маргарян и добавил: – Партия «Страна законности» насчитывает 62 тысячи членов. И если вместо 62 тысяч в ней останутся 61 тысяч 995 человек, то никакой трагедии в этом нет». Если после всего происшедшего в партии и на самом деле останутся 61 тысяча 995 человек, то ничего страшного с ней действительно не произойдет. Однако известно ведь, что эти 62 тысяч членов появились у партии под давлением административного аппарата, поэтому тому же аппарату не составляет никакой трудности «урезать» ПСЗ, скажем, до 10 тысяч.

Мы поинтересовались у Ованеса Марагаряна, согласен ли он с тем мнением, что все происходящее вокруг ПСЗ является следствием полуфрондистской политики, проводимой партией и лично Артуром Багдасаряном, из-за чего из президентского дворца и поступило указание наказать ПСЗ. «В нашей позиции ничего не изменилось. Мы всегда называли хорошее хорошим, а плохое – плохим. Как мы могли видеть плохое и молчать? И каждый разумный человек прекрасно видит тот «черный пиар», которые ведется против Артура Багдасаряна. Но для нас важнее всего оценка народа, ибо, как говорится, народ мудр и хорошо знает, кто есть кто в сегодняшней Армении. А самый справедливый судья – это время!» – вот так философски ответил на наш вопрос Ов. Маргарян. Повторив слова Артура Петросяна, что в случае серьезных разногласий они выйдут из коалиции, он добавил: «В отличие от очень многих, Артур Багдасарян не цепляется за кресло и не страдает манией власти».

После всего этого самым логичным будет, если на посту председателя НС РА окажется человек, чья партия в том же НС составляет политическое меньшинство. И отнюдь не исключено, что если Артур Багдасарян решит не подавать в отставку, то депутаты сами инициируют импичмент. АРФД воздерживается от каких-либо заявлений по этому поводу. Что же касается РПА, то, по словам республиканского вице-спикера Тиграна Торосяна, «если в той или иной фракции происходят некие процессы, то их следует признать в качестве реальности и учитывать в ходе дальнейшего развития событий». «Честно говоря, – признает Т. Торосян, – в случае депутатов-бизнесменов проблема несколько в другом, поскольку, насколько я знаю, эти бизнесмены уточнили свои взаимоотношения с ПСЗ еще до парламентских выборов 2003-го. Их присутствие в партии или фракции не обусловлено партийной деятельностью. Это важный фактор, который должен обязательно учитываться при обсуждении этого явления. Однако не следует заниматься предсказаниями. Ход событий сам покажет, ограничится ли на этом уход депутатов из «страны законности». Вот тогда, сообразно реалиям, и можно будет делать выводы». Тем не менее, он не стал вдаваться в детали возможных выводов: «Выводы вытекают из реальности».