Что кроется на дне Черного моря?

19/05/2006 Армине АВЕТЯН

Со времени трагической гибели лайнера А-320 рейса Ереван-Сочи прошло уже девять дней, однако мы до сих пор ничего не знаем о причинах катастрофы.

Утром 3-го мая нам стало известно, что в 3 часа ночи наш самолет упал в Черное море и что погибли все находившиеся на его борту – 105 пассажиров и 8 членов экипажа. А вот почему он упал – неизвестно до сих пор. За 9 дней к тому, что мы узнали в первый день, практически не добавилось ничего нового. Армянские и российские должностные лица уверяют нас, что сделают все возможное, чтобы найти «черные ящики» и выяснить причину трагедии. Тем не менее, это свое желание они не отнюдь не стремятся подкрепить предоставлением общественности записи переговоров армянских летчиков с диспетчером сочинского аэропорта, которые могли бы хоть что-то прояснить до того, как со дна моря будут извлечены «черные ящики». Более того, российская сторона до сих пор прячет диспетчера. Это обстоятельство вольно или невольно наводит всех на подозрение, что на русских все-таки лежит доля вины и им есть что скрывать. В се это время армянские и российские СМИ занимаются только повторением того, сколько людей и какое количество техники выходит в море на поиски «черных ящиков».

И если девять дней назад, сразу после того, как произошла трагедия, существовала уверенность, что причина катастрофы вскоре будет выяснена,
то сегодня эта уверенность сильно поколеблена, а заверения, да и ведущаяся работа не внушают надежды, что и после извлечения из моря «черных ящиков» общественности будет представлена точная картина происшедшего. Эти опасения возникли сразу же после того, как армянские и российские специалисты заявили, что найти и извлечь «черные ящики» невозможно. Но сейчас, когда в дело вмешались французы, бортовые самописцы самолета не только нашлись, но и оказалось, что их можно извлечь и что лежат они не на почти километровой глубине, а примерно в 450 метрах под водой.

По мнению опытного летчика, председателя Национального авиационного союза Дмитрия Адбашьяна, если есть искреннее желание, то «черные ящики» обязательно будут найдены. Точно так же, как сумели достать продавать на аукционах драгоценности, личные вещи пассажиров и другие предметы с «Титаника», затонувшего еще в начале прошлого века. И, между прочим, во время съемок фильма «Титаник» голливудская компания наняла именно российскую глубоководную технику – именно с ее помощью удалось сделать снимки затонувшего «Титаника». Добавим к этому, что «Титаник» лежал на глубине в 4000 метров, тогда как обломки самолета А-320 с «черными ящиками» – на глубине 670 или 450 метров. После этих сравнений трудно поверить в то, будто российская сторона не жалеет средств и усилий для выяснения причин трагедии. Тем более после слухов, что они давно уже извлекли и спрятали эти самые «черные ящики», а поисковые работы продолжают, лишь имитируя свою заинтересованность…

Трудно понять также позицию армянских чиновников, которые в первые дни, прежде чем сказать о «деле», слезно благодарили власти России за то, что они помогают найти тела жертв катастрофы и доставить их в Армению – словно наш самолет разбился не в российских водах Черного моря, а на озере Севане, и будто направлял самолет не российский диспетчер, а рыболов из Норадуза… Даже эту страшную трагедию наши использовали как очередной повод еще раз подольститься к русским!

Случай с крушением армянского самолета тревожит сегодня и Международный авиационный союз – ИКАО, который настаивает на необходимости найти и извлечь «черные ящики». Поиски на Черном море продолжаются, однако каким-то странным образом то выходит из строя какая-нибудь техника, то волнение оказывается слишком сильным, и на долгие часы работа замирает. Сейчас, по прошествии девяти дней, создается впечатление, что поисковая работа умышленно затягивается. Даже в наших СМИ эта тема уже отошла на задний план – разве что где-то в конце скороговоркой упомянут, что «поисковые работы продолжаются». Словно действительно срабатывает установка на то, чтобы поскорей предать забвению трагедию и не слишком усердствовать в выяснении ее причин – чтобы истинные эти причины не взволновали общественность…

Трудно сказать, будут ли ИКАО или французская сторона до конца последовательными в своей решимости довести до конца поисковые работы. И если даже пресловутые «черные ящики» будут найдены, получим ли мы, общественность, достоверную информацию? Или же найдут «удобное» и приемлемое для всех сторон обоснование? Ибо как такое может быть – после нескольких дней напряженной работы так и не суметь расшифровать всего лишь 15-20-минутные переговоры между армянским экипажем и сочинским диспетчером? Какую такую тайну скрывает на своем дне Черное море, если и армянская, и российская сторона действуют с такой подозрительной секретностью? Но хуже всего то, что трагедия эта для всех сторон – и армянской, и российской, и даже для французских авиастроителей – всего лишь очередное «чепе».

Бог весть, сколько продлится неопределенное положение. А пока что именно из-за этой неопределенности крутятся разные слухи, и неизвестно при этом, какие из них правдивы, а какие лживы. Так, говорят, что часть пассажиров бизнес-класса была пьяна: они мол, даже в «Звартноц» приехали сильно навеселе, потом «добавили» в VIP-зале, после чего продолжали загул уже в полете. А вчера начали распускать даже невероятные слухи о том, что самолете еще и стреляли…