Не отдадим ни пяди земли!

19/05/2006 Анаит ДАНИЕЛЯН

В последнее время нередко звучат заявления об уступке освобожденных территорий. Недавно во время своего в визита в Баку об этом же сказал и Горан Ленмаркер, отметивший, что «без возврата земель мира не будет».

Противоречивые заявления относительно освобожденных территорий звучали и из уст должностных лиц Армении и НКР. Председатель Союза добровольцев «Еркрапа», заместитель министра обороны Манвел Григорян отверг идею возврата территорий. «Если будут такие попытки, то я готов не позволить возвращение земель», – сказал он. Довольно интересное заявление сделал премьер-министр РА Андраник Маргарян на посвященном Тройному празднику торжественном собрании 8-го мая в степанакертском Доме офицеров. «Я, будучи мушцем, знаю, что для того, чтобы иметь Муш, мы должны сохранить Карабах. Джавахкец знает, что для того, чтобы в Джавахке жили армяне, мы в первую очередь должны сохранить Карабах. И не только Карабах, но и Армению», – сказал он.

Как отметил президент НКР Аркадий Гукасян, война, к которой нас принудили, показала, что с помощью войны невозможно решить проблему. «Конечно, мы защитили нашу землю, победили в войне. Но нельзя сказать, что наши народы – и азербайджанцы, и армяне – счастливы. Это означает, что вопрос должен быть решен на политическом поле. Наша общая задача – чтобы войны не было, но мы всегда должны быть готовы к войне», – сказал журналистам президент НКР 9-го мая на Степанакертском мемориале. На вопрос, могут ли нас заставить принудить к невыгодному миру, президент ответил: «Не думаю, что нас могут заставить принудить к чему-то. Мы сами должны выбрать, что нам нужно, а невыгодного мира мы не выберем».

Затем на вопросы журналистов ответил также министр обороны РА Серж Саркисян. Комментируя заявления Горана Лемаркера в Баку, С. Саркисян заметил: «Понятие «возврат земель» очень многозначно. Я убежден и сегодня тоже повторяю, что мир или решение проблемы должны быть найдены на основе компромиссов. Без компромисса ничего не получится, но уступки должны быть двусторонними». Под уступкой же Азербайджана министр, как и 18 лет назад, понимает признание права народа Карабаха жить свободно.

За всеми этими последними заявлениями, да и вообще за процессом мирного урегулирования конфликта пристально следят все карабахцы, и не только в столице, но и в самых дальних селах. Вполне понятно, что их мнения отличаются от точек зрения, высказываемых теми или иными должностными лицами. Так, например, житель села Джрахацнер Аскеранского района НКР Володя Балуян считает, что освобожденные армянскими парнями территории в любом случае должны остаться за армянской стороной. Житель села Мадаташен того же района Размик Исраелян, ветеран и инвалид Арцахской войны, уверен, что уступка территорий ошибочна. «Нам ведь не возвращают армянские земли, находящиеся под контролем Турции. Если территории отдадут, война начнется снова, а наши парни не будут сражаться так, как раньше. Разве азербайджанцы вернули бы земли? Думаю, ни за что на свете! В любом случае мы должны быть готовы к войне. Я хоть и инвалид, но если нужно будет – снова пойду защищать родину!» А присутствовавшая при нашей беседе 80-летняя Астхик Гаспарян удивленно спросила: «О возврате каких это территорий вы говорите? Ни в коем случае! Почему мы должны отдавать их? Разве это мы начали войну? Нет, это Азербайджан начал своей резней армян в Сумгаите, а мы вынуждены были защищаться. Если бы в Сумгаите не начали убивать армян, Карабах не поднялся бы на свою защиту. Сохрани Бог всех, кто встал на нашу защиту, защитил и до сих пор защищает!» А мать погибшего в войну добровольца, не пожелавшая назваться, отрезала: «Ни пяди земли не отдадим! Кто осмеливается говорить такое или даже думать? А они у нас спросили? Не для того наши сыновья проливали кровь, а ради того, чтобы свободно, мирно и независимо жить на земле, освобожденной ценой их крови!»