В эти дни в реване находится председатель Ассоциации банков России Гарегин Тосунян. В ходе интервью о проблемах баковской системы мы попросили его прокомментировать и сложвшуюся ныне в Москве ситуацию.
Речь о известных случаях насилия в отношени национальных меньшиств, в частности, о убиства 17-летнего Вигена Абраамяна и нападении на кинорежиссера Микаэла Довлатяна. «Я действительно до мозга костей интернационалист, причем это не показной интернационализм, – подчеркнул Гарегин Тосунян. – Я очень негативно отношусь к любым проявлениям национализма, от какой бы большой или малой нации он ни исходил. Я считаю это показателем уровня бескультурья. Скаать, что я как-то испытал это на себе, будет необъективно, потому что Россия с детства приняла меня как родного. К Армении и армянам в России – мкисмально лояльное отношение, что в России живут мого армян, являющиеся частью России. И люди это понимают». По мнению Г. Тосуняна, экстраполировать свои негативные восприятия на другие народы (тем более кавказские) еще глупее: «Кавказ и кавказские нации вообще составляют часть России. Как можно негативно отноиться к своей части?»
Народ России глубоко интернационален, убежден Г. Тосунян, но имено поэтому, считает он, не меньшая ответственость лежит и на представителях каждого народа: «Особенно если они ведут себя неадекватно, вызывая раздражение каких-то групп людей, не задумываясю, что эти раздражения могут накапливаться и перерождаться в разные формы антинациональных проявлений. Проблема очень серьезная и опасная, о к армянам она не относится». Не исключено, считает он, что и убийство Абраамяна совершено действительно из хулиганских побуждений.
На наш вопрос, не поощряют ли российские власти сознательно такого рода национализм, Г. Тосунян ответил: «Если у нации нет мощной культуры, то власть, что и говорить, может использовать это обстоятельство в собственных целях. Так, например, и в Германии фашизм возник в условиях бескультурья того времени. Масоовый психоз создал условия для появления лжемессии, зявивщего, что его нация – велика и уникальна. И только много позже понял немецкий народ, сколь дорого стоило ему это «величие». Я надеюсь, что у России, в отличие от Германии 30-х годов, гораздо больший иммунитет к фашизму».
Интервью с Г. Тосуняном о проблемахбанковской сферы читайте в следующм номере нашей газеты.