Бутилированная минеральная вода – один из тех редких товаров, которых Армения не завозит. Вернее, импортирует небольшими партиями, поскольку в супермаркетах можно иногда увидеть минеральную воду из Европы, широкому нашему потребителю, впрочем, не слишком знакомую и рынка в Армении не имеющему. Магазины держат ее у себя чисто ради престижа.
Армения – из тех немногих стран, которая «может себе позволить» обходиться без импортной минеральной воды. Причем возможность эту дарует стране не государство, а природа – чем-чем, а минеральной водой недра Армении богаты. Государство просто должно контролировать их промышленное использование. Согласно данным Национального статистического управления, в 2005 г. в Армении было бутилировано 24 млн 215 тыс. 300 литром минеральной воды.
В жаркие летние месяцы реализация минеральной воды достигает своего максимального значения. И чаще всего именно в это время потребитель, остановившись перед рядами бутылок с разными этикетками, начинает гадать: а какая же тут минералка – настоящая?
Как разливается минеральная вода
Чтобы точно узнать об этом, мы побеседовали с рядом крупных производителей. Завод компании «Джермук Групп» построен прямо над скважиной с минеральной водой. Поступившая из скважины вода некоторое время выдерживается в специальных емкостях в «режиме покоя». После этого она проходит фильтрацию от песка и других ненужных примесей, но сам химизм воды не затрагивается. «Вода Джермукского месторождения, в отличие от всех других минеральных вод Армении, бьет из горячего источника, причем температура в нем превышает 62 градуса», – поясняет советник президента компании «Джермук Групп» Эдгар Казарян. Следовательно, перед розливом вода охлаждается до 2-3 градусов. Кроме всего прочего, говорит Э. Казарян, «Джермук» – из тех немногих минеральных вод, которые называют углекислыми, то есть, естественным образом содержат углекислый газ. С помощью специального оборудования этот газ выделяется из воды и без закачки в баллоны перегоняется из цеха природного газа в производственный цех. После этого вода с помощью сатураторов вновь насыщается природным углекислым газом. По словам Э. Казаряна, «Джермук» сильно газирован, и именно этим объясняется то обстоятельство, что когда бутылку открывают, вода «плюется». Чтобы избежать досадных неприятностей, существует, оказывается, маленький секрет: минеральную воду надо хранить при той температуре, при которой она и заливалась (2 градуса).
Завод минеральных вод «Бжни» использует только вторую скважину месторождения. От села Бжни до Чаренцавана по прямой 7,7 км. Вода насосами перекачивается до завода, где она также выдерживается в особых емкостях. После этого вода подвергается грубой (удаляются нерастворимые вещества), а затем и микробиологической очитке. «Из воды выделяем углекислый газ, закачиваем его компрессорами в баллоны, привозим в цех и смешиваем с водой, – рассказывает Саят Ованнисян, исполнительный директор принадлежащего концерну «СИЛ» завода минеральных вод «Бжни». – На всех производственных этапах, где существует опасность воздействия на качество минеральной воды, установлен строгий контроль».
Контроль за качеством минеральной воды как на заводах «Джермук Групп» и «Бжни», так и «Арзни» осуществляется разными органами. И не только сами производители, но и специалисты утверждают, что основные производители обеспечивают необходимое качество.
Воды из различных минеральных источников Армении отличается своим вкусом. Отметим также, что в Армении разливаются в бутылки только лечебные столовые воды. Немало волнует потребителей также вопрос чистоты тары, в которую разливается минеральная вода. В случае пластиковых бутылок производитель использует специальное оборудование, на котором сам же и «выдувает» бутылки. «Пластиковая бутылка обязательно моется до заливки», – уверяет Э. Казарян. «А стеклянные бутылки мы приобретаем у «Арм-Гласа», – говорит С. Ованнисян.
Что потребляет потребитель?
Мы посетили разные торговые точки Еревана, провели и небольшой опрос среди потребителей. В магазинах больше всего расходится минералка «Джермук Групп». Продавцы объясняют это тем, что покупатели обычно спрашивают «Джермук». Стоит заметить, однако, что слово «джермук» для простого человека равнозначно понятию «минералка вообще». Большая часть опрошенных сначала, как правило, отвечала: «Пью то, что под руку попадется». А когда мы интересовались конкретным названием, говорили: «Ну… джермук». Просто так уже прочно укоренилось в армянах: название минеральной воды из этого источника стало уже своеобразным брэндом. Причина заключается в том, что еще в советские времена было принято решение: «Джермук» должны был идти преимущественно на местный рынок, а «Арзни» – за пределы республики. Вот так «Джермук» и овладел Арменией.
Следует заметить, однако, что минеральную воду «Джермук» выпускают два крупных производителя: головной завод «Джермук» и «Джермук Групп». Самое интересное, однако, в том, что потребитель не делает никакой разницы между этими двумя яростными конкурентами.
Конкуренты
«В рыночных условиях ни одна компания не мешает никакой другой компании продавать свою продукцию, – говорит директор завода «Бжни». – Каждая компания имеет возможность занять свое место на рынке. Еще в советские годы наибольшим признанием пользовался «Джермук» и в какой-то степени «Арзни». Все остальные считались большей частью лечебными минеральными водами. Этот расклад, кажется, сохранился и на сегодняшнем рынке. Это поле действует и сегодня. Конкуренция здоровая, и я не думаю, что кто-то кому-то на рынке ставит препятствия».
Такого же мнения и малые производители. Тем не менее, некоторые субъекты рынка, не пожелавшие назваться, утверждают, что конкуренция – «нечестная». А директор головного завода «Джермук» во время телефонного разговора с нами отказался говорить о рынке. «А разве вы не знаете, какая у нас на рынке хулиганская конкуренция?» – сказал он. По нашему предположению, замечание это касалось прежде всего второго самого крупного участника рынка – «Джермук Групп». Так или иначе, советник президента последнего в свою очередь считает, что единственным органом, который может дать оценку ситуации с конкуренцией на рынке, является Комиссия по защите экономической конкуренции. Что же касается самой комиссии, то, по данным ее председателя, первые места по объемам реализации на армянском рынке занимают «Джермук Групп» (38,5%), ЗАО «Джермук» (33,7%) и завод «Бжни» (20,8%). Самая большая доля среди остальных производителей – 3,8%. Согласно закону РА «О защите экономической конкуренции», доминирующим на рынке считается хозяйствующий субъект, который в не имеет конкурента в качестве поставщика или потребителя, либо сталкивается с незначительной конкуренцией, либо же занимает не менее трети рынка по объемам реализации. То есть, согласно данным председателя комиссии по защите конкуренции, «Джермук Групп» – доминант нашего рынка.
«Комиссия использовала данные всего о 27-и хозяйствующих субъектов, тогда как мы знаем и других производителей минеральной воды, о которых комиссия не имеет данных, – замечает, однако, Э. Казарян. – Мы попросили комиссию провести дополнительное изучение, чтобы ее результат отражал реальное положение всего рынка. Процесс этот уже идет. А кроме того, конкурентность или неконкурентность рынка определяется не определяется не только доминирующим положением компании на рынке. Она обуславливается также конкурентным поведением. Во многих случаях компании занимают на рынке доминирующие поведение, однако своей конкурентной политикой они нисколько не препятствуют свободной конкуренции, не подавляют остальных ценами или специальными акциями. Как производители, мы считаем рынок конкурентным. Конкуренция для нас особенно остра. Так, например, «Бжни» и «Арзни» не конкурируют своей водой, а мы конкурируем. Мы конкурируем за название «Джермук» сразу с несколькими компаниями». Тем не менее, признает он, случаи недобросовестной рекламы бывают. «Многие пытаются использовать темно-синий товарный знак «Джермук Групп», – говорит Э. Казарян. – В прошлом году, например, один из производителей был привлечен за это к судебной ответственности».
Не секрет и то, что в Армении существуют и нецивилизованные методы реализации товара. Например, когда какая-либо фирма принуждает торговые точки, гостиницы или другие учреждения закупать только ее товар. Крупные производители минеральных вод, однако, исключают это в своем секторе рынка. «Мы ни от кого не требуем отказаться от продукции других компаний», – утверждает Э. Казарян. Как бы то ни было, по поводу особой активности «Джермук Групп» на рынке выдвигаются две версии. Здесь играет свою роль либо политический фактор (собственником «джермук Групп» является Ашот Арсенян – депутат НС и близкий друг премьер-министра), либо же «Джермук Групп», основываясь, разумеется, на названии «Джермук», действительно упрочил свое место на рынке. Мы не придерживаемся но той, ни этой версии. Заметим только, что Комиссия по защите экономической конкуренции предлагает компаниям, располагающим конкретными фактами недобросовестной конкуренции на рынке, предоставить ей эти факты.
Растет экспорт
Главным внешним рынком для армянских минеральных вод является Россия. Армянская минералка импортируется также в Украину, США, Иран, Австралию, Грузию (впрочем, не следует переоценивать значение поставок в Грузию, поскольку эта страна также обладает большими запасами минеральных вод, а «Боржоми» – это уже всемирно известный брэнд). Сейчас наши производители пытаются проникнуть и на европейский рынок. Вопрос, однако, в том, что для допуска на свой рынок Евросоз требует единый сертификат. По мнению советника президента «Джермук Групп» Э. Казаряна, такой сертификат сегодня имеет только «Джермук Групп». Получить его стремится и «Бжни».
«Армения сегодня обладает серьезными ресурсами минеральной воды, поэтому я считаю, что объемы экспорта из Армении будут возрастать, – говорит исполнительный директор завода «Бжни» С. Ованнисян. – Год от года будет расширяться и география экспорта. Если в РФ и других странах из-за недостаточных запасов минеральной воды вопрос этот актуален, то для Армении такой проблемы нет и, я думаю, в ближайшие десятилетия не будет». Э. Ованнисян утверждает также, что качественно минеральная вода, предназначенная для внутреннего потребления и на экспорт, ничем не отличается. Армянские производители минеральных вод, кстати, немало воодушевлены тем, что Россия может запретить ввоз грузинской минеральной воды. Это будет означать, на российском рынке возникнет определенный вакуум, и перед армянскими импортерами откроются новые возможности.
Ценовая политика
С точки зрения цен рынок минеральных вод в Армении полностью конкурентен – цену у всех производителей практически одинаковы. Тем не менее всем любителям минералки грозит повышение цен, связанное с удорожанием газа. «Не исключено, что подорожает и «Бжни», хотя мы и постараемся удержать цены, – говорит С. Ованнисян. – Это зависит и от других участников рынка. Если их цены останутся стабильными, то не изменятся и наши. Но есть, однако, производственный процесс, непосредственно связанный с газом и электроэнергией. Ведь может подорожать и производство стеклянных бутылок». Э. Казарян, в свою очередь, утверждает: «Пока что стоимость газа не заставляет нас удорожать производство».
Следует отметить и еще одну особенность армянских минеральных вод – они, как правило, не реализуются через аптеки. Кандидат биологических наук, научный руководитель исследовательского центра природных лечебных ресурсов НИИ курортологии и физической медицины Рита Эммиян считает такое положение нормальным, поскольку лечебной бутилированной минеральной воды (а именно она должна продаваться в аптеках) в Армении еще не существует. Что же касается производителей, то Э. Казарян замечает: «Наше законодательство не запрещает продавать какие-либо товары через аптеки, однако механизм реализации нашей продукции мы видим иным».