Памятник Комитасу в Париже

25/04/2006 Нуне АХВЕРДЯН

Увековеченный в творениях искусства факт имеет одновременно и познавательное значение, и вес произведения искусства. Сочетание этих двух граней напрямую зависят друг от друга. Когда речь заходит о памятниках в разных странах, посвященных жертвам геноцида армян, мы все чувствуем большое удовлетворение, поскольку надеемся, что люди разных национальностей приходя к ним или просто проходя мимо, узнают об этом факте и заинтересуются давними событиями. В крайнем случае хотя бы узнают о существовании армян. Когда в 2001-м году Национальная ассамблея Франции признала геноцид армян, сразу же было принято решение о памятнике, который увековечивал бы память о жертвах великой резни. По инициативе полумиллионной армянской общины Франции и самого президента этой страны Жака Ширака было предоставлено место для памятника.

Вот уже три года в центре Парижа, на одной из аллей площади Канады стоит памятник архимандриту Комитасу, ставший символом геноцида. Стоимость его составила 300 тыс. евро. Трудно было подыскать более подходящее место для этого памятника – этот район Парижа всегда полон туристов. А туристы, посещающие столицу Франции, обычно всегда с большим интересом изучают памятники, читают вырезанные на пьедесталах надписи и фотографируются на их фоне. Однако вокруг памятника Комитасу всегда пусто, стоит только туристам приметить контуры памятника, как они обходят этот сквер стороной. Во всяком случае, за два часа ожидания мы узрели только двух японских туристов, которые проявили некоторую заинтересованность и прочитали надпись на пьедестале: «В память композитора Комитаса и полутора миллионов жертв геноцида армян 1915-го года», однако запечатлеть его на пленке так и удосужились. Разговор наш с ними был очень кратким: «Уродливая скульптура», – резюмировали они. Замечание это можно было бы счесть чисто субъективным, если бы еще хоть несколько человек в своей вечной туристической спешке остановились на миг возле памятника нашему Комитасу. Представителей разных народов и простых туристов памятник отвращал именно в смысле исполнения.

Проблема лежит в сфере искусства. Устанавливать в Париже, пропитанном духом искусства, превращающего любой камень или мост в туристическую Мекку, такой неинтересный памятник было ошибкой.

Комитас, изваянный вот уже три десятилетия проживающим во Франции чеканщиком и скульптором Давидом Ереванци (Бабаяном), действительно непригляден, да и объемно решен довольно однобоко. Понурый Комитас напоминает кучу зеленых камней – ни рук, ни глаз. По замыслу автора, его полузакрытые глаза и застывшее лицо должны выражать скорбь и боль, но оставляют проходящих мимо равнодушными, ибо памятник слишком уж безлик. Не сумев справиться с объемным решением, скульптор лишил Комитаса индивидуальности. Идея оказалась важнее качества исполнения. И все мы, гордясь существованием памятника Комитасу в Париже, не придаем значения тому, какое впечатление производит он на самих парижан и гостей города. Даже лица, глядящие на нас с пол рясы Комитаса, безлики. Лишенный черт лица и конечностей Комитас Давида Ереванци, бесспорно, не тот след, который нам желательно было бы оставить на берегах Сены…