Сравнительно здоровый рынок лекарств

23/04/2006 Карапет ТОМИКЯН

19-го апреля постоянная комиссия НС РА по науке, образованию, культуре и по вопросам молодежи вместе с постоянной комиссией по социальным вопросам, здравоохранению и охране природы организовали слушания по проекту нового закона «О лекарствах». Каково сегодня состояние рынка обращающихся в Армении лекарств, какие проблемы имеются в этой сфере и каким образом поможет решить их новый закон?

По словам директора Центра экспертизы лекарств и медицинских технологий академика Эмиля Габриеляна, рынок лекарств в Армении сейчас резко конкурентен. Доля производимых в стране лекарств составляет лишь 3-4 процента в общем объеме реализации, и в республике сейчас действуют около 20 организаций-импортеров, в том числе и весьма крупных организаций. Председатель Армянской фармацевтической ассоциации (АФА) Гукас Улиханан также считает, что любой хозяйствующий субъект сегодня может беспрепятственно завозить в Армению лекарства. Возможно ли, что кто-то из олигархов решить монополизировать этот рынок или он станет олигополистическим?

«Если не испортить все дело законами и подзаконными актами, то я не думаю, что возникнет монополия», – сказал в беседе с нами Г. Улиханян, добавив, что подобные опасения существовали еще тогда, когда к ввозимым в страну лекарствам начали применять налог на добавленную стоимость (НДС), но вот уже который год никаких подобных поползновений на рынке лекарств не отмечается. Каким же образом можно «испортить законами» конкурентное поле? Хотя бы таким: в проекте закона имеется пункт, согласно которому лекарства разрешается закупать только у их производителя или специального представителя. «Это может привести к монополии, так как какой-либо производитель может договориться с импортером, и только он начнет поставлять лекарства, – говорит Г. Улиханян. – Наши доводы по данному пункту были приняты и, я считаю, он будет снят».

Однако этот пункт, по мнению председателя АФА, не единственный» пробел законопроекта, могущий создать в будущем проблемы хозяйствующим субъектам и населению. В проекте закона аптеки и аптечные ларьки дифференцированы. «По действующему закону и те, и другие могут выполнять одну и ту же функцию, а согласно проекту закона, киоскам будет разрешено продавать только те лекарства, которые отпускаются без рецепта врача, – разъясняет г-н Улиханян. – – А ведь аптечные киоски составляют 80-90 процентов торгующих лекарствами учреждений. Это значит, что они вынуждены будут работать с 300-400 наименованиями лекарств, что механически приведет к их закрытию».

Специалисты в этой области, как и соответствующие органы единодушны и в том, что применяемый с 2001-го года к лекарствам НДС отрицательно сказывается на рынке: цены на лекарства растут, а доступность их падает. Еще одной проблемой становится регистрация. По мнению Г. Улиханяна, стоимость регистрации явно завышена, а сроки разрешения имеют тенденцию сокращаться. Кстати, это последнее обстоятельство также невыгодно импортеру. И действительно, почему регистрировать лекарство не на 5, а на 10 лет? «Ведь за 5 лет импортер вряд ли окупит выложенные за регистрацию 2000 долларов, и уж тем более не получит прибыли», – говорит председатель АФА и в этой связи предлагает свой вариант решения проблемы – принять перечень зарегистрированных в РФ медикаментов. «Если производитель желает продавать зарегистрированное в России лекарство, то пусть определенную бумажную часть этой процедуры он провидит в Армении, выплачивает государству определенную сумму и регистрирует лекарство. Вместо нынешних 2000 долларов он в таких случаях может платить, скажем 600 или 1200 долларов», – считает Г. Улиханян. Согласно его доводам, в таком случае конкуренция на рынке лекарств еще более усилится, число импортеров возрастет, цены снизятся, выиграет и госбюджет.

Кстати, по данным Эмиля Габриеляна, в Армении сейчас зарегистрировано 3000 названий лекарств – тогда как в России, например, эта цифра близка к 18 000. «Если учесть, что одно и то же лекарство разные производители продают под различными названиями, то получится, что в действительности в Армении зарегистрировано очень мало лекарств», – подтверждает и Г. Улиханян. Кстати, и сама регистрация процесс весьма длительный, и не только в Армении, но и во всем мире, поскольку Всемирная организация здравоохранения считает, что если он длится менее двух месяцев, то, значит, лабораторные исследования – не более чем очковтирательство.

А кто должен регистрировать лекарства-«сироты», то есть, те, которые хоть и жизненно необходимы, но пользуются малым спросом, а значит, регистрация их и завоз – дело попросту убыточное? По мнению Г. Улиханяна, новый закон позволяет правительству «проявить добрую волю» и зарегистрировать лекарства за счет госбюджета. Впрочем, в Армении «сиротами» стали не одни лишь дорогостоящие дефицитные лекарства. В медицинских учреждениях республики скопились тонны лекарств с просроченным сроком давности (большая их часть, между прочим, «завалялась» еще со времен землетрясения). Само их физическое наличие уже опасно, поскольку их могут использовать в целях наживы.

Как считает замминистра здравоохранения Татул Акопян, проект нового закона «О лекаствах» содержит положение, определяющее порядок уничтожения просроченных лекарств. Этим должно заниматься Министерство охраны природы.

Все предложения относительно проекта закона будут проанализированы постоянной комиссией НС и будут поставлены на обсуждения в следующей парламентской четырехдневке.