«Господин пять процентов»

23/04/2006 Подготовил Камо МАИЛЯН

Родословная семьи Галуста Гюльбенкяна уходит в 4-й век. Его предками были князья Рштуни, владевшие Рштуником – южным побережьем озера Ван исторической Армении.

В 11-м веке, в период правления царя Васпуракана Сенекерима, князья Рштуни вместе с семьями переселились в Каппадокию и обосновались в городе Кесарии. С этого же времени они получают титул Вард Патриков, которые в 17-м веке заменяют фамилией Гюльбенкян (калька Вард-патрика) . Галуст Гюльбенкян родился 23-го марта 1869-го года в Константинополе, в квартале Скютар, в семье Саркиса Гюльбенкяна. После него родились еще два мальчика. Начальное образование Галуст получил в школе Арамян-Унчян села Кары, затем во французском училище Сурб Овсеп (св. Иосифа). Дл усовершенствования французского языка его отправляют в Марсель, после чего он едет в Лондон и поступает в Королевский колледж, где Галуст изучал инженерное дело. В 1887-м году Галуст Гюльбенкян заканчивает Оксфордский университет и получает специальность инженера-нефтяника, а за отличную успеваемость – почетный знак «First». В 1992-м году он в Лондоне женится на Нвард Есаян. В 1896-м году у него рождается первенцец – Нубар Саркис, а еще через четыре года, опять же в Лондоне, – дочь Рита Сирвард.

О сказочных богатствах Гюльбенкяна ходит множество слухов, однако мало кому известно, какие препятствия пришлось одолеть Галусту Гюльбенкяну на пути к пьедесталу нефтяного магната. В 1891-м году выходит в свет книга Галуста Гюльбенкяна «La Transcaukasie et la Peninsule d’Apcheron-Souvenirs Vojage», кроме того, он публикует статьи во французской «Revue de Deux Mondes». Эти публикации привлекли внимание министра шахт Османской империи, который и поручает молодому ученому составить справку о нефтяных месторождениях империи и Месопотамии. В 1898 году Галуст Гюльбенкян был назначен экономическим советником османских посольств в Париже и Лондоне. Эта должность, наряду с британским гражданством, обеспечило Гюльбенкяну мощные политические позиции как в Европе, так и Ближнем и Среднем Востоке, особенно в Османской империи. Добыча нефти постепенно становится прибыльным делом, но если европейские страны и США еще не интересовались всерьез нефтяными богатствами Среднего Востока, то Галуст Гюльбенкян уже тогда осознал перспективы их широкомасштабной разработки.

Он начал переговоры с известными магнатами и крупными компаниями своего времени и принимает участие в создании компании Royal Dutch Shell Group. Революция младотурок ни в коей мере не пошатнула ни его прочного политического, ни экономического положения, подкрепленного подданством Великобритании и связями в Европе. Галуст Гюльбенкян не только остался советником турецких посольств в Лондоне и Париже, но и был назначен советником учрежденного в 1910 году Национального банка Турции. Чтобы уменьшить долю Германии в нефтяном бизнесе на Востоке, по совету и инициативе Гюльбенкяна была создана Turkish Petroleum Company (Т.Р.С.), 25 % акций которой принадлежали Royal Dutch Shell Group, 35% – Национальному банку Турции, 15% – Галусту Гюльбенкяну и 25% – немцам. Вскоре компания эта вступила в конкуренцию с Anglo-Persian Oil Company, за спиной которого стоял Министерство иностранных дел Великобритании. От Т.Р.К. потребовали передать большую часть акций Турецкого национального банка Anglo-Persian Oil Company и МИДу Великобритании. В ходе переговоров, состоявшихся между компаниями в 1913-1914 годах, была реорганизована, а прибыль ее перераспределена между Anglo-Persian Oil Company, Royal Dutch Shell Group и немцами, доля же Гюльбенкяна сократилась до 5%.

Начавшаяся Первая мировая война изменила ситуацию в нефтяной сфере. В это самое время Галуст Гюльбенкян решил создать Comite General du Petrol, целью которого было приобретение немецкого Дойче-банка. После окончания войны и реорганизации Т.Р.К. в Iraq Petroleum Co. Ltd ее акции были поделены между Anglo-Persian Oil Company (нынешняя British Petroleum), Royal Dutch Shell Group, Compagnie Francaise des Petroles и Near East Development Corporation. Галусту Гюльбенкяну достались 5% акций Iraq Petroleum Co. Ltd, из-за чего его и прозвали «Господин 5 процентов». Само соглашение получило название «Красная линия».

В годы Второй мировой войны американцы начали, в нарушение соглашений 1928 г., через компанию Arabian-American Oil Company (Aramco) тянуться к нефтяным богатствам арабского мира. Начались новые переговоры, и в 1848 г. стороны пришли к соглашению, упразднившим «Красную линию»

После окончания Первой мировой, в начале которой западное армянство подверглось геноциду со стороны Турции, а в конце – в Восточной Армении начало формироваться Армянское государство, в Европе начались переговоры между победителями и побежденными. В труде «Человек и его дело» одним кратким предложением упоминается политическая роль Гюльбенкяна в этот период. Можно только гадать, почему авторы этого труда не захотели более детально поведать читателям о встречах Галуста Гюльбенкяна Севрском и Лозаннском конгрессах? Столь же куцо представлен и эпизод об уходе Г. Гюльбенкяна с поста председателя Всеобщего армянского благотворительного союза (ВАБС), который он занимал с 1930-го по 1932-й гг. К вопросу об этой отставке обратился в своей работе «К вопросу об отставке Г. Гюльбенкяна с поста председателя ВАБС» Карлен Даллакян. Сопоставив и совместив международную историко-политическую ситуацию, он пришел к выводу, что Г. Гюльбенкян не осознавал во всей полноте и четкости, какой армяноненавистнической программе противопоставилась его деятельность в ВАБС (председательство в союзе, организация переселения армян в Сирию и т. д.), иначе не уступил бы столь легко, оскорбленный несправедливыми обвинениями.

Отставка Гюльбенкяна оказалась неожиданностью и для турок, которым ее словно преподнесли на блюде с золотой каемкой. Существовала ли связь между воздействие Гюльбенкяна на переговоры в Севре и Лозанне и организацией переселения армян в Сирию? Сегодня об этом невозможно судить, ясно лишь, что большая часть влиятельных общественно-политических сил того времени не смогла четко и верно сориентироваться на Гюльбенкяна для целенаправленного использования его сил и возможностей.

Турецкие правительства прекрасно знали Галуста Гюльбенкяна, имели полное представление о его силе, энергии, авторитете и влиянии как в Европе, так и на Востоке, знали о его дипломатических способностях и осознавали, что на посту председателя ВАБС он сделает максимум для того, чтобы всемерно обеспечить физическое и духовное существование армянского народа, его процветание. 15-го июня 1932-го года собрание Центрального правления ВАБС вынуждено было принять отставку Гюльбенкяна. Отказываясь от этого поста, он, впрочем, отметил, что будет по-прежнему благотворительствовать своей родине и своему народу. С его помощью и на его пожертвования строились и открывались армянские школы и больницы в населенных армянами районах Турции, Ливана, Сирии, Ирака, Иордании, были построены армянские церкви на Среднем Востоке, в Ираке и Ливане, где имелось мощные армянские общины. Построенные им церкви находятся в Триполи, Багдаде, Киркуке. В 1929-м году он построил знаменитую Библиотеку армянской патриархии в Иерусалиме, определил постоянную ренту Патриархии, которая, согласно завещанию Гюльбенкяна, продолжала выплачиваться и после его смерти. Построенная в стамбульском квартале Етигуле еще на пожертвования его родителей больница Сурб Пркич (Спасителя) также получала от него щедрое вспомоществование. В 1922-м году Гюльбенкян в память своих родителей возвел в Лондоне армянскую церковь Сурб Минас, а кроме того, выделил 400 000 долларов на восстановление Первопрестольного Св. Эчмиадзина, содействовал строительству районов Нубарашен и Новая Кесария на окраинах Еревана. И все же несмотря на все это, после отставки с поста председателя ВАБС Галуст Гюльбенкян так и не смог поставить на службу родному народу большую часть своих возможностей и состояния – сильно помешала этому и Вторая мировая война. После капитуляции и покорения большей части Франции над Галустом Гульбенкяном, жившим тогда в Париже, нависла реальная опасность.
И в апреле 19420-го года Гюльбенкян при посредничестве иранского представителя при правительстве Виши и по приглашению посла Португалии выехал в Португалию – первоначально намереваясь отдохнуть там с неделю. Но, пожив некоторое время, решил провести здесь остаток своей жизни. В Португалии галуст Гюльбенкян прожил 13 лет и скончался 20-го июля 1955-го года на восемьдесят шестом году жизни.

Фонд Галуста Гюльбенкяна

Гюльбенкян создал благотворительный фонд, который осуществлял свою деятельность в мировом масштабе. Фонд этот унаследовал не только нефтяную долю Гюльбегкяна, но и собранную им богатейшую коллекцию произведений искусства, для экспонирования которой в 1969-м году в Лиссабоне был открыт музей, носящий имя Галуста Гюльбенкяна. Здесь демонстрируются египетские скульптуры, восточная керамика, древние рукописи, античные украшения, нумизматическая коллекция, уникальные произведения исламского искусства, картины всемирно известных художников… Сейчас этот музей по праву считается одним из лучших в своем роде. В музее имени Гюльбенкяна располагается и Публичная библиотека фонда, насчитывающая 125 тысяч названий. При музее действует и служба искусства, которая занимается эстетическим воспитанием, организует археологические раскопки и проводит исследования в области истории искусства, а музыкальный отдел оказывает поддержку творческой деятельности композиторов. В португальском городе Оирас находится Академия наук Гюльбенкян, в которой ведутся широкие исследования в области микробиологии, биотехнологии и генетике. В Париже, в бывшем доме Гюльбеняна на проспекте Левана располагается ныне Гюльбенкяновский культурный центр. Начиная с 1969-го года тут проводятся всевозможные публичные чтения и курсы, ведутся различные исследовательские работы, организуются научные конференции, проводятся концерты, фестивали и выставки. Есть здесь и доступная всем желающим публичная библиотека.

Главной целью фонда «Галуст Гюльбенкян» является поддержка научных, культурных, образовательных, художественных и гуманитарных начинаний. Сегодня помощью фонда пользуются свыше 70 стран мира.

Отделение поддержки армянских общин

Внутри фонда создано также Армянское отделение, значительная часть средств которого идет на удовлетворение нужд армянских общин в почти 30 странах. Ежегодный бюджет Армянского отделения составляет около 3 млн 600 тыс. долларов США, которые распределяются между научными, культурными, образовательными медицинскими и другими учреждениями Диаспоры и Армении.

Особое внимание уделяется поддержке и сохранению армянских учреждений в Сирии, Ливане и Турции. Выделяются средства также армянским общинам Франции, Греции, Италии и Южной Америки. Значительные суммы были выделены для удовлетворения нужд Матенадарана и ЕрГУ. В 1988-1989 годах помимо средств Армянского отделения фонд выделил для помощи пострадавшим от землетрясения в Армении еще свыше миллиона долларов.