Разданская сирота

15/04/2006 Ара ГАЛОЯН

Любое подписанное правительством РА соглашение армянская общественность воспринимает как свершившийся факт. Факт столь же объективный, как землетрясение или любое другое стихийное бедствие. Признаемся, что общственность уже смирилось с мыслью, что 5-й блок Разданской ТЭЦ уже передано (или сдано) российскому «Газпрому». Никто не помнит даже, что единственным органом, уполномоченным приватизировать (или разгосударствить) государственное имущество такой стоимости, является Национальное Собрание. Мы уже убедились и твердо знаем, что парламент со всеми его популисткими группами и фракциями покорно утверждает любое решение властей. Это значит, что армянское общество уже стопроцентно убеждено: с 6-го марта 2006-го года общественная собственность под названием 5-й блок Разданской ТЭЦ таковой уже не является. То есть, что собственность эта более не принадлежит гражданам Армении и парламент даже не задастся целью выяснить целесообразность приватизации этого имущества. Да и я, будучи рядовым членом армянского общества, уверен, что 5-й энергоблок общественной собственностью более не является.

5-й блок: начало истории

Пешение о строительстве нового, 5-го энергоблока Разданской ТЭЦ было принято властями советской Армении или Арм. ССР в конце 70-х годов прошлого века. Далекий ростовский институт «Энергопроект» завершил работу над этим инженерно-техническим проектом в 1984-м году. В результате лоббинга властей Армении Министерство энергетики СССР утвердило решение о строительстве энергоблока в 1987-м году. К тому времени властям Армении удалось добиться разрешения Совета Министров СССР начать строительные работы до утверждения проекта – в декабре 1989-го. Даже для Советской Армении это была беспрецедентно большая стройка, а сметная стоимость ее составляла 343 млн 710 тыс. рублей в ценах 1984 г. К моменту крушения СССР строительство завершено не было, а к моменту обретения Арменией независимости работ было произведено меньше чем на треть от проектной стоимости. Независимая Армения, унаследовавшая строительную недоделку, с 1993-го впала в период, который народ называет временами холода и мрака, специалисты же – временем энергетического кризиса, а сегодняшние власти одно время использовали другое название – «время хапания мазута». Потом они назначили комиссию, выяснили хапателей и привлекли их к ответственности. Но позже не смогли договориться насчет доли своего и чужого участия в этом хапании и отказались от этой неудобной квалификации. Но это уже из другой оперы.

В 1993-м году власти Армении решили завершить строительство 5-го энергоблока. Именно с этого момента берет начало столь же реальная, сколь и детективная история, до сих пор не получившая своего объяснения. По мнению некоторых специалистов, для завершения строительства нужно было около 200 млн долларов. Однако наше правительство, как водится, не поверило расчетам наших специалистов и в 1993-м году обратилось к Европейскому банку реконструкции и развития, чтобы оно оценило стройку по остаточной стоимости. Этот банк до 2002-го года включительно не скрывал своей заинтересованности относительно энергетической системы Армении. Банк, в свою очередь, пригласил немецкую фирму «Бехтел» для оценки финансового объема работ. Специалисты «Бехтела» прикинули и решили, что понадобится 89 млн 900 тыс. долларов. Видимо, эта куртуазная точность западной оценки показалась нашим властям убедительной, тем более, что после «Бехтела» свои расчеты представил и сам Европейский банк реконструкции и развития. Их расчеты показались еще более дотошными – 82 млн 950 тыс. долларов.

В апреле 1993-го года правительство РА заключило с ЕБРР договор, по которому мы получали кредит в размере 57 млн 400 тыс долларов для завершения строительства 5-го энергоблока. С армянской стороны договор подписал государственный министр энергетики Сепух Ташчян (запомним это имя, оно еще всплывет). С самого же начала кредитной программы у ЕББР возникли подозрения в нецелевом использовании предоставленных средств. К этому же мнению регулярно приходило и правительство РА. В течение всех пяти лет кредитной линии Европейский банк время от времени приостанавливал программу. В от период тогдашний премьер-министр РА Грант Багратян трижды жавал распоряжения проверить кредитные расходы. Еще одну такую же проверку потребовал премьер-министр РА Роберт Кочарян. Славная армянская прокуратура выявила хищение всего 30-40 тыс. долларов. Это по результатам всех проверок. В том же 1997-м году выяснилось заодно, что все оценки остаточной стоимости неверны. Суммы кредита (плюс средств правительства) оказалось недостаточно. В результате неверной оценки правительство Армении уже влезло в долги более чем на 50 млн долларов, для завершения работ этих денег явно не хватало. Армения до сих пор добросовестно погашает основную сумму и проценты по ней, но стройка опять осталась незавершенной. Ответственности за ошибочные расчеты, естественно, никто не понес – ни западные специалисты, ни госминистр Сепух Ташчян (тоже, между прочим, иностранный специалист). Армянские специалисты до сих пор рассказывают о том, что когда после возобновления строительных работ в 1993-м из Ростова специальным самолетом привезли 12 тонн документации и с ТЭЦ позвонили Ташчяну и сообщили об этом, он велел факсом переслать их ему. Найдись какой-нибудь простодушный служака, решивший выполнить приказ нашего тогдашнего госминистра, то, думаю, работа по пересылке факсов этих 12 тонн документов факсом продолжалась и до сего дня…

Трагедия поменьше

На момент возобновления строительства имелась одна неразрешимая техническая задача. Некое оборудование для 5-го энергоблока, которое производилось в Санкт-Петербурге, оказалось невозможным доставить в Армению. Исключительно по той причине, что железнодорожной связи с Россией у Армении попросту не было. Для доставки этого оборудования из Поти в Армению Грузия потребовала от Армении отремонтировать и привести в порядок 50 железнодорожных мостов. Мало того, не было никакой гарантии, что Санаинский мост выдержит столь тяжеловесный груз.

Безвестная судьба сироты

Итак, больше половины 50 млн долларов была истрачена, а судьба 5-го энергоблока так и оставалась неизвестной. Металлические конструкции, как известно, имеют свойство со временем приходить в негодность. Перед Арменией возникла новая задача: стройку, поглотившую 100 млн советских рублей и 50 млн американских долларов, необходимо было законсервировать. В 2001-м году некая китайская фирма под это дело получила около 15 млн долларов. После этого Армения попыталась сбагрить знаменитую «разданскую сироту» России в рамках сделки «Имущество за долги». Но русские в это время ходили гордо задрав нос и отказались, правда, обещав подумать. Потом оказалось, что засидевшуюся дома как старая дева сиротой интересуются иранские энергетики. Наши воодушевились: казалось, гадкий утенок вот-вот превратится в чудо-курочку и начнет нести золотые яйца. Но и эти «иранская» надежда, связанная с 5-м энергоблоком, развеялась как дым. Оставив в стороне политические взаимоотношения Исламской Республики Иран с Российской Федерацией, констатируем другое. Правительство республики Армения не выдержало давления российской компании «Газпром». И сиротку у нас увели. Увели, чтобы потом нам же втридорога продавать ее же продукцию. Не шутка ведь: «Газпром» – седьмая в мире по величине компания. Делая вид, что не особенно помню, отмечу, что объем капитализации ее составляет не то 230, не то 320 миллиардов долларов. Впрочем, не суть важно, в 320-и или в 230-икратный годовой государственный бюджет Армении. И в этом смысле не надо обвинять наши власти. Перед лицом этой чудовищной суммы действительно не особо поиграешь в суверенность и независимость. Утешимся тем, что зато сэкономим несколько тысяч драмов в год. И, как минимум, три года подряд. Потому что до 2008-го года цена на газ для нас не изменится. Именно об этом и говорят наши экономические руководители.

Просто хочется в конце напомнить слова одного из отцов американской политической системы: «Избираемые чиновники имеют срочные представления об экономических проблемах». Людовик XIV был честнее (или примитивнее). Он выразился проще: «После меня хоть потоп!»