Много шума из ничего?

13/04/2006 Бабкен ТУНЯН

И все же как-то не верится, что столь серьезная организация, как российский «Газпром» оказался столь небрежной касательно информации в своем же собственном официальном сайте. Тем не менее, многие, основываясь на одном лишь вставленном в сайт предложении, начали делать вполне определенные выводы. Так, например, всем известная газета «Нью-Йорк таймс» приводит слова эксперта в области нефти и газа Романа Элагина: «Армения эффективно продала свои будущие перспективы, связанные с деверсификацией источников энергии, в обмен за нынешний дешевый газ. В настоящее время «Газпром» – единственный поставщик газа Армении. Армения могла диверсифицировать пути своего снабжения. Однако «Газпром»контролируя газопровод, контролирует и поставки своего конкурента».

Сейчас наши утверждают, будто имело место всего лишь недоразумение и что «Газпром» уже изъял из своего сайта кусок об иранском газопроводе. Согласно сообщению «Регнума», из «Газпрома» сообщили, что произошло просто «уточнение формулировки». Слухи же о том, что помимо 5-го блока Разданской ТЭЦ «АрмРосгазпрому» будут переданы и другие объекты газовой инфраструктуры Армении, российская компания не прокомментировала никак. Эндрю Крамер, автор статьи в «Нью-Йорк таймс», попытался выяснить у «Газпрома», действительно ли компания, приобретя газопровод, ставит своей целью исключить конкуренцию. Представитель «Газпрома» заверил, что у них нет намерения препятствовать экспорту иранского газа, и сам задал риторический вопрос: зачем приобретать газопровод, если не для того, чтобы эксплуатировать? Является ли это косвенным подтверждением того, что «Газпром» обрел контроль над этой трубой. Трудно судить. Так или иначе, но аргумент министра энергетики РА Армена Мовсисяна, что газопровод не может быть продан, поскольку не завершен и не имеет акций, малоубедителен – ведь 5-й блок Разданской ТЭЦ тоже незавершен. Что же касается самого 5-го блока, то все наши руководящие лица стремятся по мере сил своих оправдать заключенную с «Газпромом» сделку. В результате всплывают всевозможные противоречия. Так, например, премьер-министр Андраник Маргарян заявил 10-го апреля, что Армения продала блок вовсе не ради снижения цен на газ, поскольку его стоимость осталась прежней – 110 долларов за 1000 кубометров. «Продажа не имеет отношения к газу», – сказал он. Процитируем, однако, президента Роберта Кочаряна, по мнению которого, эта сделка позволит Армении ближайшие три года получать газ по гарантированной дешевой цене. «Нам удалось договориться относительно поставок газа по низкой цене на предстоящие три года, – отметил он, – что, несомненно, стимулирует экспорт армянской продукции». Может быть, первое и второе (по Конституции) лица Армении согласовали свои заявления?

Как и следовало ожидать, продажу 5-го блока одобрил и председатель НС РА Артур Багдасарян. Если внимательно вслушиваться в слова наших государственных мужей, то можно подметить одно любопытное обстоятельство. Оказывается, все это время переговоры шли не о том, чтобы установить тариф ниже 110 долларов, а о том, чтобы на ближайшие три года эту цену не повышали. За это обещание отдали… простите, выгодно продали 5-й блок Разданской ТЭЦ. Русские, в сущности, не уступили своих позиций и не отступились от заявленной цены, вот и вынуждены сегодня наши всячески юлить, утверждая, будто их цель заключалась вовсе не в снижении цены. Примечательно, что, по мнению Роберта Кочаряна, все должны восторгаться этой сделкой. Коснувшись оценок, данных этой сделке оппозиционными партиями, он заметил: «В Армении есть политические силы, которые вечно чем-то недовольны». Основной же оправдательный довод таков: 5-й блок был предан забвению – для его сохранения Армения каждый год тратила огромные деньги, так что это просто блестящая сделка. Но ведь несколько месяцев назад с таким же восторгом говорили и об иранской инвестиционной программе. «Иран никогда не был потенциальным покупателем. Иран просто хотел не купить Разданскую ТЭЦ, а кредитовать ее на 20-25 лет, после чего Армения должна была вернуть эти деньги электроэнергией или деньгами», – заявил 10-го апреля Андраник Маргарян.

Просто удивительно: нам всегда казалось, что запуск энергоблока на условиях кредитования гораздо выгоднее… Во-первых, он оставался собственностью Армении, во-вторых, Армения возвращала кредит электроэнергией. И непонятно поэтому, почему премьер приводит этот факт в качестве контраргумента иранскому проекту – ведь модернизированный энергоблок позволил бы Армении оказаться чуть ли не в двойном выигрыше! Так, например, согласно предварительной договоренности, Иран за каждый кубометр своего газа желал получить 3 киловатта электроэнергии, тогда как 5-й блок, по мнению специалистов, из того же кубометра газа мог выработать 5,5 киловатта. Потребность Ирана в электроэнергии весьма высока, и эту добавочную электроэнергию можно было бы с неменьшей выгодой продавать ему же. По всей вероятности, эта схема все равно сработает – не зависимо от того, кто будет владеть Разданской ТЭЦ. Разница лишь в том, что прибыль поступит не в бюджет Армении, а в карман пайщиков «Газпрома». Некоторые близкие к власти политические деятели обвиняют сегодня тех, кто делает подобные выкладки, в непрофессионализме, да еще сетуют, что экономикой занимаются все, кому не лень. Но проводилось ли до принятия нынешнего решения хоть сколь-нибудь серьезное исследование относительно того, что выигрывает и что теряет Армения?

Единственный выигрыш состоит в том, что полученными деньгами правительство оплатит часть расходов населения за газ. Но и это не навсегда. А. Маргарян не исключил, что в будущем году цена «чуточку повысится» с нынешних 65 драмов. В сущности, это логичный вариант. Все понимают, что рано или поздно, но и нам придется платить за газ столько же, сколько и все остальные. Весь вопрос в том, чтобы повышение это было не резким (сразу вдвое), ибо это нанесет серьезный удар по экономике. Если правительство не будет постепенно снижать степень субсидирования, то через три года мы может оказаться в катастрофическом положении. Ведь в будущем «Газпром» установит нам цену гораздо более высокую, чем 110 долларов. А «внутренние ресурсы» для компенсации повышения, то есть эти 188,8 млн долларов, окажутся исчерпанными, еще одного 5-го блока у нас нет, так что и продавать уже будет нечего, а значит, хозяйствующие субъекты и население окажутся в положении, когда вынуждены будут платить за газ в два, а то и в три раза больше.

Чтобы постепенно адаптировать экономику к новой реальности, необходимо в течение трех лет постепенно снижать уровень субсидирования – это неизбежное требование. Однако, по мнению специалистов, степень субсидирования существенно сократится лишь во второй половине 2007-го, поскольку в мае этого года ожидаются парламентские выборы и никто не захочет порождать в канун выборов инфляцию и выглядеть в глазах избирателей негодяем.