Реальный лидер и спонсор набирающей силу грузинской оппозиции никто иной, как известный предприниматель, президент Федерации бизнесменов Грузии, президент Национального Олимпийского комитета (НОК) страны Бадри Патаркацишвили. С таким заявлением выступил идеолог правящего «Национального движения», зампредседателя юридического комитета парламента Гига Бокерия. Выпад одного из ведущих пропрезидентских депутатов стал ответом на критическое выступление Патаркацишвили в адрес властей на втором съезде федерации.
Собственно, то, о чем говорил Патаркацишвили, для общественности не ново. О существовании неких фондов при силовых структурах с добровольно-принудительным характером финансовых взносов поговаривали давно, а оппозиция нет-нет, да и вспоминает эту тему. Но одно дело, когда о них говорит оппозиция, подчас критикующая власти огульно, и совсем другое, когда с обличительной речью выступает крупнейший бизнесмен, человек, по словам входящих в его круг людей, исключительной интуиции, а потому – сверхосторожный даже не в публичных высказываниях.
Знаменательная речь, способная в будущем быть отмеченной в новейшей истории Грузии, была произнесена в среду вечером. Президент Федерации бизнесменов Грузии Бадри Патаркацишвили взял слово и, поприветствовав собравшихся, сходу заявил, что практически все бизнесмены в Грузии сталкиваются с необходимостью выплаты определенных сумм – «оброка» – в правительственные фонды. Например, один из таких фондов существует при прокуратуре. Только в него, по словам Патаркацишвили, было внесено около 89 миллионов долларов. «При виде этих документов я обнаружил очень много знакомых фамилий и увидел в каких формах происходило аккумулирование сумм в фонде. Куда потом деваются эти средства – не известно», – сказал Патаркацишвили. По словам председателя НОК, эти выплаты, тем не менее, не избавляют предпринимателей от проблем в своей деятельности. «Я лично испытываю давление правительственных структур из-за содержания передач моей телекомпании «Имеди». Давление усилилось после того, как в эфире телеканала впервые прозвучала правдивая информация об обстоятельствах гибели менеджера «Объединенного грузинского банка» Сандро Гиргвлиани», – сообщил Патаркацишвили.
Гибель молодого человека вот уже второй месяц остается в центре внимания грузинской общественности и об этом «168 часов» писали в одном из своих номеров. Под давлением возмущенной общественности министр ВД Вано Мерабишвили отстранил с должности своего пресс-секретаря, замешанного в истории, еще несколько человек, проходящих по этому делу, находятся в предварительном заключении, причем в достаточно комфортных условиях, мало напоминающих тюремные, что тоже демонстрировалось телекомпанией «Имеди». Семья убитого, оппозиционные силы требуют наказания заказчиков убийства Гиргвлиани, но не только исполнителей, а заодно отставки самого Мерабишвили, подчиненные которого уж слишком часто подозреваются в злоупотреблении и превышении полномочий.
«Я хочу во всеуслышание заявить – я не являюсь человеком, одержимым болезнью делать деньги. С помощью активности в бизнесе я реализую мой творческий потенциал. Без такого подхода любая страна в мире оставалась бы на уровне неосвоенных прерий Америки или болот Гонконга», – заявил Патаркацишвили, попутно сообщив, что после «Бритиш петролеум» является самым крупным инвестором в Грузии. В числе возникших у него проблем Патаркацишвили назвал строительство нефтяного терминала в Кулеви. «Правительство страны уже девять месяцев не может принять решение подвести туда железную дорогу при том, что в это строительство уже вложено 150 миллионов долларов», – заявил бизнесмен Патаркацишвили. Он призвал не воспринимать выступление как вызов правительству, не лепить из него образ врага, а расценить прозвучавшую критику как попытку возобновить диалог властей с бизнес-сообществом для достижения лучшего будущего грузинского государства. «Я не меньше других люблю свою страну. Я советую и прошу правительство возобновить диалог между бизнесменами и властью, так как мы – те люди, которые реально готовы поддержать правительство во всем, если будут учтены наше мнение и наши рекомендации», – заявил Патаркацишвили.
Несмотря на заключительные призывы Патаркацишвили к конструктивизму, власти от его выступления пришли в ярость. Навесив на него ярлык спонсора оппозиции, вспомнив, что он находится в розыске по линии Интерпола по запросу России, идеолог Бокерия заявил, что критика бизнесмена вызвана тем, что он не получил привилегий, не ущемил тем самым своих конкурентов, не стал доном Карлеоне в грузинском бизнесе. «Оказалось, Патаркацишвили не забывает своего прошлого, помнит Россию, где он и его друзья контролировали все правительство и бизнес. Но сегодняшняя Грузия – это не ельцинская Россия, и не путинская Россия, где преследуют политических оппонентов, закрывают телевизионные каналы. Патаркацишвили может участвовать в политике, бизнесе, но не сможет шантажировать правительство через свой телевизионный канал или своим влиянием», – заявил Бокерия, попутно пообещав оппонентам безоговорочное политическое поражение.
Однако борьба только начинается, и сказать, кто выйдет победителем, сказать трудно – власти, не желая ни признавать, ни даже видеть это, за короткое время умудрились настроить против себя отнюдь немалую часть общества, не состоящую из воров и олигархов. Митинги объединившейся оппозиции привлекают все большее количество противников властей. Один из лидеров Консервативной партии Коба Давиташвили призвал предпринимательские слои Грузии трезво смотреть на положение вещей и оказать помощь. «Мы просим финансовой помощи у бизнесменов для того, чтобы добиться справедливого и демократического обустройства государства, в котором их заслуги не будут забыты», – заявил он.