Заявление советника Роберта Кочаряна по вопросам разработки антикоррупционной политики Баграта Есаяна о том, что осуществление антикоррупционных мероприятий может столкнуться с сопротивлением «некоторых сил, среди которых точно не будет коалиции», не смог прокомментировать почти ни один политический деятель, аргументируя, что не понимают, что хотел сказать этим господин Есаян.
Однако до того, как обратиться к комментариям Баграта Есаяна, представим, кто из депутатов и политических деятелей как воспринял это заявление. Один из депутатов в беседе с нами отметил: «Кто связал ноги и руки коалиции, что они не могут погнаться друг за другом и поймать друг друга. Они, что, хотят притвориться, что играют в салки и взвалить вину на других? Разве не удивительно? Ведь ясно же, что коррупция – среди них, кого хотят обмануть?». А депутат блока «Справедливость» Шаварш Кочарян отметил, что он может только предположить, что сказал господин Есаян: «Я могу лишь предположить, что речь идет об олигархах». А председатель партии «Наследие» Раффи Ованнисян посоветовал Б. Есаяну прекратить ораторство и перейти к делу хотя бы со своего же рабочего места. «Я не знаю о чем говорит господин Есаян. Но я буду рад, если борьба против коррупции перешла бы с ораторства на поле реального применения и равно применялась, начиная с высшей точки правления – аппарата президента, и охватывая все – государственные рамки, партии, другие организации, – говорит Раффи Ованнисян, добавляя, – здесь важно то, чтобы закон применялся равным образом и ко всем без исключения».
Самой интересной, пожалуй, была реакция Арташеса Гегамяна, по убеждению которого советник Р. Кочаряна боится публиковать конкретные имена. «Если Баграт Есаян говорит «а», пускай говорит и «б». Пусть смело скажет, кого он имеет в виду, пусть не боится, «Национальное единство» встанет за его спиной».
Оказалось, что до беседы с нами Б. Есаян тоже слышал разные оценки своего заявления и дивился понятливости армянских политических деятелей, которые не смогли воспринять его слова. Сппециально для них он повторил, что декларирование имущества и доходов физических лиц может способствовать осуществлению эффективного контроля. «До тех пор, пока не будет декларирования источника доходов, о том, каким образом были приобретены имущество и доходы данного лица, невозможно внедрить эффективную контрольную систему, объяснил Баграт Есаян, – Да, любое лицо, независимо от занимаемой им официальной позиции, которое приобретает более или менее дорогостоящее имущество или получает доходы выше определенного уровня, обязан декларировать все это.
Закон о «Декларировании имущества и доходов высокопоставленных должностных лиц», действующий по сегодняшний день, и как-будто закрывающий это поле, относится только к нескольким тысячам чиновникам, и только они обязаны декларировать свое имущество и доходы. И не случаен вопрос о том, как получилось, что некоторые заместители министров имеют всего лишь однокомнатную квартиру и всего один «Запорожец» или «Уазик» советского производства. Вот о чем я говорил, – пояснил Б. Есаян. – Т.е. пока не должностные родственники этих должностных чиновников не задекларируют свои доходы и имущество, мы не можем ожидать какого-то результата, так как в этом случае цепь не замыкается.
А о недовольствах в связи с тем, что Б. Есаян должен объявить, кто препятствует осуществлению мероприятий по борьбе против коррупции, советник Роберта Кочаряна по вопросам разработки антикоррупционной политики парировал: «как мне еще сказать?». Он напомнил, что конкретно назвал группу «Нардепутат». Мы заметили, что руководитель группы Карапетян заявил, что они не то чтобы против механизма декларирования доходов всех слоев общества, а считают, что этот процесс должен быть постепенным, «если мы хотим создать некоррумпированное общество», на что Б. Есаян ответил: «Я не совсем согласен с их объяснением, потому что уверен, что общество готово к этому, и к этому не готовы лишь те люди, которые тем или иным способом будут пытаться скрыть свое имущество и доходы. Но даже для приведения этого слабого и необоснованного фактора Государственная налоговая служба и исолнительная власть пересмотрели закон, и в последнем законопроекте, который был представлен НС, была введена система постепенного внедрения, – сказал Б. Есаян, – т.е., в 2007 г. свое имущество и доходы обязаны будут декларировать все лица, имеющие доход в размере выше 6 млн. драмов и в течение последующих лет этот порог спустится до 1 млн. драма». А не был ли слабым приведенный ими аргумент о том, что этот антикоррупционный законопроект коалиции провалился лишь затем, что против него выступила группа НС, состоявшая из 16 членов, тогда как коалиция в НС представлена 70 членами, Б. Есаян отметил: «С 2003 г. спрашивают,как не проходит в НС закон, представленный коалицией. Механизмы бывают разные, но вы ведь знаете, как это делается. В НС есть много бизнесменов, которые либо не голосуют, либо не являются в парламент в этот день.