Не полюбил меня ты, брат

08/04/2006 Бабкен ТУНЯН

Люди жалуются и на качество и на количество рекламы. В четверг «Центр исследования общественного мнения» организовал на эту тему обсуждение. По словам директора центра Каринэ Титанян, 99,8% людей в вопросе получения информации обеспечивает телевидение. И так как недовольства в основном связаны с телевизионными рекламами, с самого начала было решено провести обсуждения с этой точки зрения. Однако приглашенные рекламные агентства так и не явились, и поэтому обсуждение получило односторонний, критический характер /хотя не думаю, что их присутствие что-либо изменило бы/.

По словам К.Титанян, они провели опрос, в котором участвовали 500 человек. Результаты не были неожиданными . 91,1% респондентов желают, чтобы количество рекламы сократилось, 7,7% не против того, чтобы ничего не менялось, 1,2% согласны и на большее количество, лишь бы качество было хорошим. А в связи с качеством люди жалуются, в частности, на неармянское языковое мышление, жаргонные выражения и непрофессионализм. В регионах все ненавидят рекламу, в основном потому, что она прерывает их любимые сериалы. В этом случае трудно определиться, что является более отрицательным явлением – сериалы или рекламы? Как говорится, на вкус и цвет товсрища нет. Однако то, что значительная часть армянских реклам ни на что не годится, сомнению не подлежит. Понятно, рыночные отношения, люди хотят зарабатывать больше денег. А для этого надо мало тратить, в том числе и на рекламу. В результате несколько часов в день мы вынуждены переносить выражения типа «справедливое лото, я выиграл», кадрами с взлетающими с унитазов людьми и прочим мусором.

Что касается жаргонных выражений, то, правильно, само явление нежелательно, но нужно признаться, что юмористические ролики иногда смотрятся с большим удовольствием и не действуют на нервы. Участвующие в обсуждении лектора и языковеды считают, что это негативно отражается на воспитании молодого поколения, особенно школьников. Однако, с другой стороны, у кого им брать пример? Ведь словарный запас нашей правящей верхушки по своему уровню совсем не уступает рекламам.

Интересно то, что по мнению заместителя начальника Государственной языковой инспекции Маринэ Овян, у них нет рычагов для борьбы с этим явлением. Реклама представляется нам в качестве произведения, а в произведении может использоваться не литературный, а художествяенный язык, который может содержать также жаргонные элементы. Даже тогда, когда теряют чувство меры, они не могут обратиться в суд. Такое правомочие есть у Национальной комиссии по радио и телевидению, которая ничего не делает в этом направлении.

Между тем, многое нужно сделать, особенно в юридическом смысле. Большинство участников опроса, и даже сами создатели рекламы незнакомы с законом РА «О рекламе». Закон четко устанавливает количество минут, дозволенных для рекламы, однако, этот закон нарушается почти во всех телекомпаниях. Иногда это доходит до абсурда. Скажем, показывают фильм, который прерывается роликом о спонсорах, занимающим несколько минут. Потом пишут «реклама» и рекламируются другие продукты. Потом снова спонсоры.Хотят сказать, сама реклама – это только средняя часть.

А остальное что? Иногда возникает вопрос. Обязательно ли наличие спонсора при показе фильма «Мы и наши горы». В чем смысл, что они спонсируют?

Есть и другое обстоятельство, закон запрещает рекламу алкогольных напитков, однако кто-либо сможет утверждать, что по телевидению не рекламируется алкоголь? В таких случаях идут на дешевый прием – показывают лого производящей алкоголь фирмы. Причем есть также так называемый «запасной вариант». Та же компания может под тем же названием производить несколько макароны (несколько пачек), а потом, в случае возникновения проблем сказать, что рекламировались макароны.

Присутствующие на обсуждении телевизионные журналисты пытались оправдать свои телеканалы, отмечая, что закон не запрещает рекламировать торговый знак. Однако тот же закон запрещает вводить в заблуждение телезрителя.

Чтобы все это не звучало односторонне, мы должны признаться, что рекламы, «даже плохие», необходимы. Не потому, что они помогают телезрителю сделать правильный выбор, а потому, что обеспечивают финансовые средства для телекомпаний. Если хотите иметь возможность выбора между более 10 каналами, вы должны смириться с большим количеством рекламы.

А за качество или связанные законом проблемы нужно обвинять ту структуру, которая должна осуществлять контроль. Если за нарушения не наказывают, большинство армян будут совсем не против обойти закон стороной, никто не святой. НКРТ контролирует эфир не в пользу телезрителя, а чтобы никто не осмелился сказать критического слова в адрес « больших дядь».

Сия структура , а конкретнее ее руководитель Григор Амалян войдет в историю только одним «подвигом» – закрытие телекомпании «А1+».