Евровидение карабахского урегулирования

01/04/2006 Тигран ПАСКЕВИЧЯН

Мы Европу очень любим. Любим считать себя частью европейской культуры. Любим одеваться и строить свой быт по-европейски. Не знаю, называет ли какой-либо другой народ отремонтированный как полагается дом «евроремонтом», но ласкающий наш взор «пейзаж» опять-таки связан с Европой. Мы любим также европейские машины, во всяком случае, на замену советским «Жигулям» и «Волгам» приходят «Мерседесы», «BMW». «Опеля», «Рено», «Пежо» и другие автомобили европейских марок. Мы любим также принимать участие в европейских мероприятиях, вступать в разнообразные европейские организации и ассоциации. Мы думаем, что наше отсутствие в Европе ощутимо.

Тем не менее, мы очень осторожны в вопросе членства в Евросоюзе, ибо наш давнишний друг Россия не так уж и воодушевлена расширением этой семьи. Или, может быть, мы осторожны в вопросе членства в Евросоюзе, потому что упорные усилия вступить туда же прилагает наш давнишний враг Турция? Возможно и так. Возможно также, что мы руководствуемся принципом «чем дальше, тем слаще». Потому что, согласно расространенным в нашем быте умонастроениям, когда люди или семьи чересчур сближаются, обязательно происходит что-то неприятное, а если общаются издалека, одно обидное слово можно и перевариварить и придать забвению.

К примеру, сейчас, когда мы не являемся членами Евросоюза, то есть, пока мы недостаточно сблизились, издалека проглатываем довольно жесткие заявления о наших выборах или референдуме. Наши государственные мужи представляют эти замечания, как закономерное явление. Т. е., а в чем дело то, наше дело нарушать, ихнее – делать замечания. Но если войдем внутрь, не сможем быть столь безответственными к нашим обязательствам, и может именно это является одной из причин нежелания встуать туда.

Строя планы на будущее, мы не учитывали, что однажды станем членом столь вожделенной Европы. Не делаем ни одного шага к налаживанию отношенй со стремящейся к Европе Турцией. К стремящейся к Европе Грузией если не портим наши отношения, то и не улучшаем. Европа для нас является карманом, содержимым которого можно пользоваться, не давая ничего взамен.

Один из моих знакомых, лектор, образованный человек, хорошо сведущий в региональных вопросах специалист однажды говорил, что членство Турции в Евросоюзе будет для нас катастрофой, если даже она примет факт Геноцида. Он говорил, что этому очень быстро последует вступление в ЕС трех южнокавказских республик, и Турция на крайнем юге Евросоюза станет «папой» этого региона. У меня нет никаких сомнений, что в основе рассуждений моего знакомого лежали отрывки политических и экономических анализов, усвоенная в течение времени информация, но меня, честно говоря, беспокоит не будущая спорная доминантность Турции, а то настоящее нашего региона, которое не светит нам ничего положительного.

Чтобы не излагать наш спор во всех подрбностях, сразу перейду к своим соображениям, которые, быть может, в профессиональном смысле некачественны, но могут быть полезной пищей для рассуждений.

Для того, чтобы иметь сильное государство, нужно иметь прочные традиции государственности. Даже мой знакомый был согласен, что в этом смысле мы уступаем Турции. Для установления сильного государства, нужно много усилий и времени, однако эти усилия и время относительны, так как параллельно нашему усилению еще более усилится наш основанный на прочных традициях государственности сосед Турция.

Вместо прочных традиций государственности и туманной перспективы становления в ближайшем будущем сильным государством, мы владеем умениями, которые позволили нам развиваться и процветать в корпоративных формированиях. Примерно век-полтора назад, когда на Кавказе и в Турции царил мир, мы занимали довольно высокие позиции в сферах экономики и культуры, упуская из виду, конечно, территорию нынешней Армении.

Та же ситуация была в советские времена. В этом случае, однако, волей-неволей сосредотачиваясь на строительстве самой Армении, мы играли активную роль в экономических, военных, научных и культурных сферах всего Советского Союза.

Это факт, который нельзя упускать из виду, думая о будущем Армении, тем более, что Армения сегодня достаточно государственна. Я имею в виду отнюдь не созданные искусственным путем видения «Россия-Беларусь-Армения», а четко рассчитанную интеграцию (региональной и европейской), которая предоставит возможность проявить искусность нашего народа и занять преимущественную позицию если не во всей Европе, то хотя бы в крайней южной части.

Заинтересованные в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта державы, которые спешат принудить конфликтующим Армении и Азербайджану скоропалительные решения, постепенно расширяют рамки вопроса и понимают, что решения указанного конфликта не надо искать в промежутке между армяно-азербайджанскими постами, стоящими лицом к лицу, а во всем региональном контексте. И не случайно, что приехавший в Армению помощник Госдепартамента США по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид из Армении езжает прямо в Турцию и делает неприятное для наших соседей заявление: «Произошедший в 1915 г. в Османской Турции геноцид армян является комплексом вопросов, который должен быть рассмотрен обеими сторонами». А после встречи, состоявшейся в министерстве иностранных дел Турции, Фрид говорит, что необходимо правильно оценивать трагедию прошлого, так как люди в первую очередь должны думать о будущем. В то же время Фрид заявляет, что в ходе встречи обсуждалось требование Вашингтона об открытии армяно-турецкой границы.

И не случайно, что в эти же дни Армянское Общественное телевидение представляет песню участника Евровидения Андрэ (карабахца по происхождению) «Without your love», которая полна региональных мотивов.