Прошлая неделя была неспокойной. Отечественные власти никого не удивили. Было как-то грустно без наставляющих объяснений министра иностранных дел или Центрального банка. Одним словом, в вопросе обеспечения «хлеба и зрелищ» наши власти проявили нерадивость. С нехваткой хлеба мы смирились давно, но нет, нет да и остались бы без зрелищ. Если бы, конечно, не телекомпания «Армения» и столичные власти. Во-первых телекомпания «Армения» в виде сериала «Друзья» вернула известную передачу «Наш язык, наше слово». На этот раз с эфира наш язык и наше слово преподавались не известным филологом и его друзьями, а Арамо и его друзьями.
Всего несколько дней назад певец по другой телекомпании осуждал рабис, отсутствие вкуса и непрофессиональный подход. Зритель, увидевший эти два телевыступления, мог бы заключить, что для того, чтобы петь, необходимо иметь профессиональное образование. А вот учиться грамотно говорить совсем необязательно, уличного жаргона хватит с лихвой.
Честно говоря, это зрелище по качеству уступало постановке наших городских властей. Каждый раз, когда мэрия решает искоренить в столице уличную торговлю, в следующее же мгновение я включаю секундомер. Для того, чтобы выяснить, сколько секунд займет неравная дуэль мэрия-уличная торговля. Уличная торговля всегда побеждает. Побеждает всегда ровно за столько времени, за сколько можно перейти на другую сторону улицы и расставить там лавочку. Т.е., если улица широкая, появление нового прилавка занимает 25-30 секунд. На узких улицах торговцы побеждают почти со скоростью света. В январе, потом в феврале, один раз за другим провалившись, мэрия сделала вид, что имеет более важные дела. Новым важным делом оказалось урегулирование городского дорожного транспорта. Мэрия заявила, что городской транспорт будет отныне брать пассажиров только с остановок. Даже было известно, что несоблюдение этих правил наказывалось штрафом. Был известен также размер штрафа – 5000 драмов. Сотрудники ГАИ в понедельник вышли на работу с твердым намерением проследить за выполнением решения. Водители и пассажиры городского транспорта, от страха быть оштрафованными или от осторожности, весь день искали остановку. Все, кому удалось в понедельник сесть на маршрутку, обязательно становились участниками или свидетеляи следующего диалога «Остановите здесь» – «Тут остановки нет» – «Как нет, помню раньше здесь была остановка» – «Не буду останавливаться, оштрафуют».
Вот это было настоящее зрелище. Я отнюдь не склонен обвинять мэрию. Строительство остановки – дорогое удовольствие. Нужно соорудить навес, поставить скамейки. Не говоря уже о том, что нужно разместить специальные таблички, где будет написано, какое транспортное средство маршрута и где останавливается, когда подъедет следующий автобус (или маршрутное такси) и.т.д. Такие затраты – это вам не шутки. Тем более, что, если верить президенту РА, столице с мэрами не везет. Два последовавших друг друга мэра, загребая под себя бабки, никак не могут накопить денег (особенно действующий, который, по мнению президента, по дешевке пустил в трубу городские земли). Согласитесь, намного легче приказать, чтобы солнце вставало только с запада, и городской транспорт останавливался только на остановках. Вряд ли столичные власти взяли на себя труд написать порядок маршрута маршрутных такси. А если даже и написали, то точно не помнили что маршрутное такси имеет специальный маршрутный порядок. В этом порядке (который действовал среди нас в советские годы, а сейчас – во всех цивилизованных городах мира) написано два четких правила. Во-первых – «посадка осуществляется только на остановках», и во-вторых – «машина останавливается по требованию пассажира в разрешенных местах». То есть, в том участке улице, где парковка не запрещена, машина останавливается по требованию пассажира. Именно из-за этой привилегии это транспортное средство называется такси, и на целых 30 (или 50) драмов дороже городских автобусов. Совершенно неправильно объяснять высокие платы за проезд маршрутных такси должностями владельцев линий. Более того, необоснованно. А, например, заторы на улице Баграмяна из-за примостившихся гуськом микроавтобусов «Раф», «Газель» или «Соболь» нужно объяснять исключительно экономическим прогрессом. Все объяснения, принимающие в основу отсутствие остановок, ошибочны и являются коварными домыслами.
А что было потом – увидели все. Вернее, все изначально знали, что должно произойти. Маршрутные такси по-прежнему ездят по всем улицам города, объявляя их одной длинной остановкой. Широкие улицы и проспекты полностью превратились в двухрядные и трехрядные остановки. В случае однорядной остановки образуются пробки. В конце концов, в советские годы проездной состав городского транспорта состоял из около 400 единиц. А сейчас число микроавтобусов в городе доходит до 4000.