Армения на пороге новой мировой войны

01/04/2006 Карапет ТОМИКЯН

Турция нападет на Иран

По убеждению члена Российской академии геополитических вопросов, руководителя Армянского представительства, доктора экономических наук Ара Саргсяна, в регионе свою политику начала одна из «новых» фигур -Турция. Несколько дней назад президент Турции отправился в Грузию. «К сожалению, в Армении пока не вопринимают степень сложности этого факта. Мы знаем, чего хотят РФ и США, но не знаем, чего хочет Турция. 2 года подряд Грузия находится на поле влияния турецкого военного расследования, военных специалистов, политических инструкторов. Как говорится, свято место пусто не бывает. После выхода русских, аэропорт Вазеани был фундаментально отремонтирован турецкими специалистами и полностью попал под их контроль. То же самое произошло с военной базой Гудаури. Не говорю уже о Батуми, так как еще при мусульманине Абашидзе Батуми находилось в распоряжении Турции. Сегодня уже политическая мысль Тбилиси управляется Турцией, потому что рано или поздно Грузия станет членом НАТО, а представителем этой структуры в регионе или основным штабом явится Турция, откуда поступят все инструкции», – говорит А. Саргсян. По его данным, 2 года подряд Турция поставляла Грузии, где есть более 2000 турецких военных специалистов, военную технику и боеприпасы (главным образом средства военно-воздушной обороны, радиолокационные системы) на сумму 750 млн. долларов. Президент Турции предоставил Грузии огромные финансовые средства с целью переселения турков-месхетинцев в Джавахетию. «Грузия надеялась, что, используя военный и политический потенциал США, сможет решить вопрос Осетии и Абхазии. Однако главными темами, обсуждаемыми во время визита Лаврова в США были Иран, «ХАМАС» и Закавказье. Т.е., США не сыграли в «игру» Саакашвили, не пошли на конфликт с Россией ради Осетии или России. И Грузия сразу повернулась к Турции. Грузии нужен союзник в предстоящей войне», -уверен Ара Саргсян. По его мнению, однако, США не подарит Грузии свои инвестиции просто так. Они будут требовать от Грузии использование аэропорта Вазеани, так как именно это необходимо для целевой бомбардировки северной территории Ирана. Для того, чтобы взять воздушный контроль над севером и востоком, США нужно напасть с севера. Главной целью было получение разрешения от Турции, которая вела и продолжает вести собственную игру. С мая прошлого года Турция имеет соглашение с Ираном, согласно которому территория этой страны не будет использована для нападение на Иран. Кстати, А. Саргсян не исключает, что Азербайджан, для того, чтобы «угодить» США, предоставит территорию Нахичеваня. По его мнению, возможно, этой целью можно объяснить факт уничтожения армянских памятников и странным образом поднявшийся вокруг этого шум на международном уровне. «По всей вероятности, территория будет предоставлена для создания радиолокационной станции США», – считает А. Саргсян.

Фактически, получается, что Грузия уже находится с Ираном в военном положении. «Будем более реалистичны, Турция тоже готова напасть на Иран, поскольку бомбардировка стратегических объектов последнего будет осуществляться с территории Турции. Турции тоже нужен союзник. Армения, естественно, не может быть союзником Турции, а Израиль и Грузия присоединятся к ней», – говорит А. Саргсян. По его мнению, в регионе начинается процесс, в результате чего Армения станет «долей» Турции или Ирана. Член Академии полагает, что наносимые буквально через день визиты в регион представителями США и сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а также визит президента Турции в Грузию, являются свидетельством того, что происходит перегруппировка союзников, а США дает понять, что противнику из лагеря Ирана это дорого обойдется. В сущности, все страны ждут нападения США на Иран, так как в это время каждый сможет урвать свою долю. Некоторые западные и отечественные аналитики пытаются убедить общество в том, что военные действия со стороны США будут носить локальный характер и закончатся в короткий период. Не разделяя этого мнения, А. Саргсян уверен, что война против Ирана вовлечет все страны и этнические группы региона, и очень возможно, что перерастет в мировую войну с применением ядерного оружия, так как для этого в наличии имеются все предпосылки.

Столкновение интересов

Между Японией и Ираном был подписан договор об инвестициях в размере 25 млрд. долларов с целью эксплуатации больших нефтегазовых запасов на юге Ирана. Сегодня 80% потребляемого в Японии нефтепродукта импортируется из Персидского залива. Т. е., экономическй доход Японии настолько высок, что она готова на все, в том числе и на признание территориальной целостности Азербайджана (как и на днях выступила с подобной позицией), так как Азербайджан со своей стороны присоединяется к нефтевому сотрудничеству Иран-Азербайджан-Япония. Более того, по словам А. Саргсяна, запасы нефти Азербайджана будут поставляться в Японию по территории Ирана.

Кроме того, с 1-го марта Иран вышел из зоны доллара, внешние сбережения страны (полученные от продажи нефти более 50 млрд. долларов, которые хранились в банках Западной Европы), переводятся на Восток. Во время визита в Японию представители Ирана заявили, что эти средства должны обратиться из доллара в евро и храниться в японских банках, так как существует опасность, что во время военных действий банковские активы Ирана в Европе будут заморожены, что, по мнению А. Саргсяна, неизбежно. Кстати, не только Иран хочет нанести удар США с помощью евро, многие арабские страны готовы отказаться от своих долларовых сбережений. «По нашим сведениям, очень вероятно, что валютные средства арабских стран и в особенности Ирана хранились не в евро, а другой валюте, скажем в японских иенах или китайских юанях. Сейчас ведутся активные работы по созданию общей валюты южно-азиатских стран. Рано или поздно это произойдет, так как доля только южно-азиатских стран в ВВП всемирной экономики составляет 35%. Иран заявил, что присоединяется к рынку южно-азиатских стран. Тема была закрыта. Поэтому Иран должен быть наказан со стороны США», – говорит А. Саргсян. По его словам, главной целью ланируемого на Иран нападения является то, что США, наказав Иран, хочет удержать арабские страны в зоне доллара, так как отказ от доллара приведет к уничтожению гегемонии США во всемирной экономике. Кроме того, Иран выразил желание с конца марта параллельно ОПЕК создать собственную нефтевую биржу. Т.е., Иран становится страной, решающей всемирную цену на нефть. «Тут могут совпасть интересы РФ и США, так как это никому из них не выгодно. И этим обусловлен отказ Ирана от предложения РФ о строительстве совместного завода по обогащению урана. Они поняли, что после визита Лаврова в США, РФ пришел к согласию с американцами», – говорит А. Саргсян. Кстати, по его словам Лавров дал согласие на программу правительства США по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, согласно которому, вопрос должен быть решен «сохраняя территориальную целостность Азербайджана».

Таким образом, США наказывает Иран, Россия присоединяется к нападающей стороне. У Азербайджана сегодня есть рычаг – энергоресурсы, который он умело использует. Военная «машина» Турции хорошо работает в Грузии. «В результате, Турция преследует несколько целей. Первое, нейтрализация армянского этнического элемента в Джавахетии. Неважно, что делают дашнаки, русские или грузинская церковь, я это официально заявляю. Армяне покидают местность, а Турция финансирует возвращение турков на территорию. Если быть откровенными, у нас есть определенные рычаги давления на Грузию. Однако Грузия, по наущению Турции, может с омощью высоких таможенных пошлин создать серьезные препятствия для импортируемых и эксортируемых продуктов из Армении. А кто сказал, что этого не будет? В полике и бизнесе нет братьев, есть выгода», – считает А. Саргсян. Что касается Европы, то он считает, что в настоящее время ЕС также торгует США и намерен урвать свою долю. «Почему во время нападения на Ирак к США не присоединились Германия, Франция и Россия? Потому что все они потребовали свою долю, а США не согласились. Сейчас картина другая», – говорит член академии, добавляя, что, в частности, Франция, всегда имела свои выгоды в регионе.

Армения на сцене

Что же должна делать Армения? Присоединиться к нападающему, как в случае Ирака, или к жертве? А. Саргсян уверен, что сегодня у нас есть великоленый шанс выбора. «Армения может заявить, что она будет вести политику неприсоединения, как обычно делают страны третьего мира. В итоге, все стороны будут хорошо работать в Армении, и персы, и американцы. Это не является комплементаризмом, когда не отказываешь обеим сторонам, в сущности, подобной политикой отказываешь двум сторонам. В случае неприсоединения нас никто не будет наказывать», – говорит А. Саргсян. Если начнется война, Армения должна решить – предоставить США воздушную территорию, или нет. По его словам, еще в 2000 г. в Вашингтоне было достигнуто соглашение об эксплуатации аэропортов и воздушной территории Армении. Может победит Иран? А. Саргсян считает вероятным и последнее обстоятельство, так как в мире есть 7 атомных держав, 4 из коих находятся в Азии. И наконец, он напоминает, что возможная война будет на расстоянии 300 км не от Вашингтона, а от Еревана, и Армения не обепечена ничем со стороны Ирана.

Армяно-турецкая граница?

Что значит в информационную эпоху армяно-турецкая граница? А. Саргсян доказывает, что 4 элемента понятия «граница» (продукты, финансы, рабочяя сила, информация) открыты между этими двумя странами. «Турция не имеет проблем с Арменией, связанных с переводами финансов, так как банковская система работает хорошо. По большому счету, единственной проблемой в сфере товарооборота является то, что на цену импортируемых из и экспортируемых в Турцию продуктов добавляется 20-30% расхода. По неофициальным данным, товарооборот между Турцией и Армений сегодня превосходит 200 млн. долларов, причем 95% составляют импортируемые из Турции продукты. Это интересно, так как обе страны являются членами Всемирной Торговой Организации, однако Турция запрещает импортирование армянских продуктов. Получается, что ежегодно Армения вкладывает 200 млн. долларов в экономику Турции. Воздушная территория тоже открыта: многие армяне отдыхают в Анталии. Передвижение людей тоже свободно: в Стамбуле работают около 30,000 граждан Армении, а в Армении сегодня многие граждане Турции занимаются научной, образовательной и другой деятельностью. Действует интернет, телефонная связь», – говорит доктор экономических наук. Он утверждает, что под «армяно-турецкой» границей следует понимать железную дорогу Карс-Гюмри, отсутствие которого никак не влияет на нормальные торгово-экономические отношения двух стран. А. Саргсян помнит, когда в октябре 1993 г. 10-я полевая армия Турции готовилась вступить на территорию Армении, и тогда главным препятствием турецкой армии явилось то, что не удалось передвинуть тяжелую военную технику к Мегри, так как для этого необходима не авто а железная дорога. Он уверен, что открытие «границ» выгодно Турции, а не Армении. «Тем не менее Турция не отказалась от захватнической политики по отношению к Армении. Сегодня она по иному ведет игру 1993 г. В то время просто подготавливала военную агрессию, а сегодня берет власть над Грузией, геополитическое поле находится у нее в руках, чтобы поставить Армению на колени», – говорит А. Саргсян.

Finita la comedia

А. Саргсян считает, что Армения ведет неправильную внешнюю политику. «То, что Армения встала рядом с агрессором в случае Ирака, не дало никакого положительного результата. США не дали обещанные 250 млн долларов, вопрос Карабаха не решился, геноцид не признали. Государство не выиграло ни одного политического дивидента, хотя возможно, отдельные люди извлекли пользу», – отмечает член академии. Он не принимает то, что в неудачах нашей страны обвиняют только Россию. «Не русские же виноваты в коррупции, взяточничестве? Они продают газ за 110 долларов, в то время, как наши -собственному народу за 200». А. Саргсян уверен, что сегодня Армении и грядущим поколениям нужны новые люди для противостояния нынешним глобальным геоолитическим проблемам, так как «продолжение действия с этой командой уже невозможно и не исходит из интересов Армении».