Жизнь подорожает

17/03/2006 Армине АВЕТЯН

До 28-го февраля наш народ надеялся, что наша «старшая сестра» Россия не повысит или немного повысит цены на поставляемый в Армению газ. Была надежда, что длящиеся несколько месяцев переговоры все же приведут к какому-то результату, и наш считающийся стратегическим партнер не будет столь жесток, чтобы повысить цены на газ сразу вдвое.

Однако теплые партнерские отношения этих двух государств смогли удержать цену на газ на том же уровне только три месяца. Наши это тоже посчитали большим достижением, так как эти три несяца были зимними, и около 50% потребляемого газа реализовались именно в это время.

В любом случае новые тарифы на газ уже являются реальностью. С 1-го апреля Армения будет платить России 110 долларов за 1000 квм газа, а компания «Армросгазпром» будет продавать газ своим потребителям по завышенным ценам только с 10-го апреля. Можно сказать, что компания преподносит своим потребителям весенний подарок, теряя в каждый из этих 10 дней 70 млн. долларов. А сколько потеряет потребитель «Армросгазпрома», а также житель и производитель Армении после 10-го апреля, пока трудно рассчитать.

Еще в начале года министр энергетики Армен Мовсисян заявил, что в случае подорожания газа на 3-4 драма подорожает также электроэнергия. А подорожание электроэнергии после газа приведет к резкому подорожанию транспорта и всех товаров. Наш народ будет дорого платить не только за использованный газ и свет но и за хлеб, яйца, молочные продукты, консервы и стройматериал. Даже за морковь и картофель, потому что житель Арамуса или Мартуни довезет свои культуры на транспортных средствах, работающих на газе и продающих свои услуги дороже, чем прежде. А наши государственные мужи и экономисты рассчитали, что в 2006 г. цены на продукты поднимутся только на 3%. Между тем эксперты уверены, что рост цен к концу года достигнет 22-25%. На данный момент, рост цен уже перешел границу 3%. «Потому что, предлагающие продукты или услуги субъекты не ждут, пока на производимый или импортируемый ими продукт подействует фактор подорожания», – говорит экономист Эдуард Агаджанов. – Они заранее попднимают цены на свои товары. А при таком подорожании газа жизнь резко подорожает и возникнет социальный кризис».

То что, в российско-армянских переговорах наши власти показали себя не с лучшей стороны, уже доказано. Неужели не было возможности установить несколько низкие тарифы на газ в Армении. В установленный с 10-го апреля комиссией по урегулированию общественных услуг новый тариф входит также 40%-ое повышение средней заработной платы работников «АрмРосгазром»-а, увеличение расходов эксплуатации и сохранения. То есть, на новый тариф повлиял не только российский, но и «местный» фактор. Во время заседания прозвучал вопрос, предъявил бы «АрмРосгазпром» заявку на повышение тарифов, основываясь только на «местных факторах»? Директор компании Карен Карапетян ответил – нет. В таком случае, почему в тарифе не учли лишь российское подорожание? Если «АрмРосгазпром» уже газифицировала больше половины Армении, и по словам господина Карапетян, газифицирует другую половину до конца этого года, то с какой стати должны увеличиться расходы эксплуатации? Тем более, специалисты компании уже предполагают, что после подорожания, потребление газа резко сократится. Разве не было бы более честным со стороны «АрмРосгазпрома» вместо апрельской 10-дневной скидки, облегчить в тарифе расходы своих потребителей. По мнению эксертов, в данный момент включение в тарифы на газ увеличение расходов эксплуатации и резкое повышение зарплаты были совершенно излишни. Начальник тарифного управления комиссии сообщил, что расходы эксплуатации и сохранения в новом тарифе составляют 5-6 драмов, и 2-3 драма составляет повышение зарплат. Прибавим к этому предлагаемое сокращение издержек, получится, что в тарифе можно сократить 10 драмов. Это было в рамках возможностей комиссии по регулированию общественных услуг, но не было сделано. Но пока не поздно. Господин Агаджанов не согласен с вариантом, чтобы наше правительство, являющееся акционером 45% «АрмРосгазпрома», отказалось от своей прибыли или в случае импортирования газа сняло налог на прибавленную стоимость. По мнению экономиста, не надо искусственным путем наносить вред нашему бюджету и «АрмРосгазрому. Воздействие подорожания газа на другие продукты возможно сократить другими способами.

«Еще с прошлого года власти Армении должны были провести законодательные изменения по части присуждения налоговых привилегий производителям, экономящим энергию, – говорит Эдуард Агаджанов, – Т.е., производитель, который будет использовать современное оборудование, требующее мало энергии, получит привилегии. Другого пути нет. Это приведет к тому, что цена производства повысится не много. Это выгодно и производителю, и населению. Смотрите, в начале этого года Буш выступил с новой инициативой, которая называется «новая энергетическая инициатива». Эта программа предполагает систему широкомасштабных мероприятий, которые приведут к экономии энергии, понижению энергоемкости, и о этой программе намерены сократить количество покупаемого от Среднего Востока газа на 70%. Китай расходует на 1 доллар производства 11,5 раз больше энергии, чем Яония. Это – единственный выход. В нашей стране нет такой сферы, где можно было бы обойтись без использования газа. Именно поэтому использование технологий, экономящих энергию, должно стать национальным проектом. Америка ведь, которая добывает газ и нефть, движется по этому принципу. У нас нет ни нефти, ни газа, а наши власти смотрят на повышение цен на газ с удивительным спокойствием. Но ведь газ диктует цены на другие продукты».