Те споры в Армении, которые, как правило, перетекают в драку, начинаются в основном на почве денег или чести. Вообще армянских детей еще с детства учат (по крайней мере, я так думаю) «защищать честь девочек». Конечно в свое время учили, чтобы они «горой стояли» за слабых и стариков, но сейчас жизнь стала такой, что защищать слабых и стариков в Армении уже «не престижно». Как бы то ни было, оставим все это на совести представителей всех образовательных и воспитательных инстанций (в том числе, всех армянских родителей), и давайте попытаемся понять, что понимают армяне под словом «честь». Так как в последние годы все у нас стало измеряться «сухой монетой», многим кажется, что честь зависит от количества денег. В самом деле, последние годы показали нам, что в Армении все покупается и продается, в том числе и честь. Другой во прос кто и во сколько ставит свою честь. Вспомним шутки наших КВН-щиков в день открытия дня Армении в России, и как смеялись над этими «шутками» присутствующие в зале тысячи армян, в том числе и высокопоставленные мужи нашей республики.
Абсолютно не обвиняю людей, которые с целью заработать «кусок хлеба», покидают родину и в поисках работы уезжают куда попало. Но никак не могу понять армян, которые, имея в Армении довольно высокий социальный статус и будучи высококлассными специалистами идут в Америку «батрачить». Где же честь тех интеллигентов, которые готовы «за кусок хлеба» днями воспевать того или иного политического деятеля по разным телеканалам. А где честь наших спортсменов, которые со дня независимости выиграли всего одну золотую медаль (причем уже на следующих олимпийских играх Армен Назарян выступал под флагом Бполгарии). Получается, что мы способны только бахвалиться. Или наши политические деятели. Уже три года, как оппозиция через день обещает народу революцию. Однако каждый раз мешают дождь, жара, или же собственные амбиции. Парни слишком «изнежены». Отсюда можно сделать вывод, что в Армении может быть только одна революция – тепличная. Или, скажем, Агаси Аршакян, который недавно заявил, что только «Нацинальное Единство» и пойдет на выборы. Думаю, что лично господин Аршакян не удастся пойти в парламент одному, так как он обязательно возьмет с собой две-три бутылки пива. И потом, все знают, что он может идти один столько времени, пока не зазвонит его сотовый телефон. А недавно выяснилось, что честь «Оринац Еркира» кончается у дверей «6-го отдела». Что касается дашнаков, то из писем А. Мнджяона видно, что их честь осталась либо в соседних странах, либо в «спальнях» мотеля «Валем». Создается впечатление, что честь АОД покинула Армению вместе с Вано. Ну, а о коммунстах и говорить нечего. Их честь всегда была интернациональной. Просто, по мнению Юрия Манукяна, уже несколько лет, как эта честь объединенно-интернациональна.
Принято думать, что в любой стране политическая элита (правительственная и оппозиционная) считается сливками общества. Не знаю, что стало с нашим обществом, однако из вышеперечисленного становится ясно, что у нашего общества не сливки, а пена. И тут уже возникает вопрос чести общества. Потому что, пусть пена «оседает» очень быстро, однако, думаю, она должна оседать не на наши головы, а в соответствующих местах (я – оптимист, и имею в виду не исправительно-трудовую колонию, а их дома).
Пожалуй, именно этот оптимизм позволяет мне быть уверенным, что очень скоро честь армян проснется, и у нас будет все, к чему мы стремились, когда всем народом собирались на площади Свободы.