Начнем с того, как наше население узнало об этом. Поверхностно. Информационная программа «Айлур» сообщила эту весть между прочим, как будто повышение тарифов на газ было очередной, дежурной новостью для наполнения эфира. А ведь цена на газ в настоящее время является одним из самых актуальных вопросов ресублики, в противном случае Роберт Кочарян дважды не вел бы переговоры на эту тему с Владимиром Путиным.
Причем, если раньше мы могли только предполагать, то сегодня однозначно можем утверждать, что президент РА не достиг успеха в этих переговорах, и пил в Сочи пиво в ужасном мандраже.
С первого взгляда может показаться, что неопределенность наконец кончилась, однако это всего лишь иллюзия. На самом деле все еще больше запуталось. Если прежде основным вопросом было то, за сколько россияне будут продавать нам газ, то сегодня к нему прибавился еще один – за сколько будет продавать населению голубое топливо «АрмРосгазпром»?
Многие полагают, что тариф в размере 108 тыс. драмов за 1000 кв/м подвергнется изменению со стороны комиссии по координации общественных служб. Мы тоже считаем, что цена на газ будет установлена на более низком уровне. Однако размер суммы решат не вышеуказанная комиссия и ее председатель. Все мы знаем, что эта структура ничего не может делать самостоятельно, как впрочем и все остальные структуры республики. Все будет решаться в узком кругу нескольких людей. Если уже не решено.
Наши власти стараются не делать что-либо для народа, а показать, что делают. Поэтому они не поленились и проявив творческий подход создали настоящее представление.
Любой способный логически мыслить человек может доказать, что 108 тыс. не имеет никакого объяснения. Это косвенно принял даже «АрмРосгазпром», отметив, что они не представляли никаких обоснований.
Итак, россияне нам точно не будут продавать газ дороже, чем за 110 долларов за 1000 кв/м. Разница составляет 54 доллара – 24. 300 драмов. С оставшейся суммы будет взыматься 20% налога на добавленную стоимость в размере 4860 драмов. Логически цена 1000 кв/м газа должна была подняться на 29,160 драмов (24,300 + 4860). Ладно, давайте округлим эту сумму до 30,000, учитывая непредсказуемость курса валюты. Это максимальная сумма, на которую «АрмРосгазпром» должна была повысить цену на газ. То есть за 1000 кв/м население должно было платить максимум 89 тыс. драмов, так как армянский поставщик газа никак не увеличивает свои расходы. Более того, процентным соотношением увеличиваются доходы, следовательно и прибыль.
Второе не менее важное обстоятельство: действующий ныне тариф в размере 59 тыс. драмов за 1000 кв/м вошел в силу с 1-го марта 2004 г. Если в то время «АрмРосгазпром» как-то обосновавала этат тариф, то сегодня эти 59 тыс. нелогичны.
1-го марта 2004 г. 1 доллар США стоил 560 драмов. По сравнению с 1-м марта 2004 г. доллар обесценился на почти 20% и сегодня стоит 450 драмов. «АрмРосгазпром получает доходы в драмах, однако лати «Газпрому» в валюте. То есть, около двух лет это предприятие, не делая ничего, получала дополнительную прибыль, которая постепенно увеличивалась, так как драм в течение последних двух лет находится в состоянии стабильной дефляции. Об этом тоже не надо забывать.
А сейчас сравним все это с 108 тыс. драмами. Это было бы смешно, если бы не было таким очевидным абсурдом. Вообще, весь этот процесс, начавшийся со времени конституционного референдума прошлого года, когда все единогласно отрицали подорожание газа, можно назвать великим самообманом. Этому последовали нескончаемые переговоры и слагаемые вокруг них сказки, а несколько дней назад министр энергетики РА Армен Мовсисян признался, что в ходе этих переговоров Москва не пошла на уступки. Наиболее интересным является то, что говорят, будто переговоры все еще продолжаются. Однако абсурдные вещи следуют друг за другом. Тот же А. Мовсисян заявил: «О том, как подействует цена на газ на всю экономику страны, можно будет говорить после решения комиссии по координации общественных служб.
Интересно,чье решение сейчас важнее, России, или возглавляемой Робертом Назаряном структуры? Тем более, что «переговоры продолжаются» и окончательное решение ККОС будет зависеть от их «итогов». И второе, вряд ли кто-нибудь поверит, что А. Мовсисян с нетерпением ждет, какое решение примут ну о-о-чень независимые специалисты комиссии. Точнее говоря, какое принятое в верхах власти решение опубликует Р. Назарян.
То есть, делается попытка любым способом подчеркнуть роль этой комиссии (и следовательно государства), сделать ее героем в глазах людей. Если ККОС установит цену в размере, скажем 90,000 драмов за 1000 кв/м, нам скажут – вот видите, государство отклонило заявку газового монополиста для народа, и установило более низкую цену. Конечно, «забыв отметить», что 45% акций этoго монополиста принадлежат тому же государству, бюджетные доходы которого увеличатся за счет прибыли «АрмРосгазрома», и еще более за счет НДС. Бюджет выигрывает, а народ теряет.
Не надо исключать и то обстоятельство, что оказавшиеся в обороте 108 тыс. драмов были попыткой проверить настроения населения. И если реакция не будет слишком бурной, то возможно эта цена и будет установлена.
Недавно Т. Уриханян, который своей готовностью выражать мнение о самых разнообразных вопросах не уступает Т. Карапетяну, заявил, что все его прогнозы становятся реальностью. Наверно, следовало бы напомнить ему его же прогнозы о том, что РФ будет продавать Армении газ за $85, и этот вопрос будет решен в конце января.
Однако более целесообразно обратиться с вопросом, например, к председателю комиссии НС по финансово-экопномическим вопросам Гагику Минасяну. Когда месяц назад к нему обратились с вопросом о возможном подорожании газа и его последствиях, депутат ответил: «Не будем опережать время и делить шкуру неубитого медведя». А сейчас спрашиваем у господина Минасяна: медведь все еще жив?