Нас опять принимают за игрушку

06/03/2006 Нуне АХВЕРДЯН

“Культурный геноцид”, уничтожение армянских исторических памятников и хачкаров в Нахчиване, в частности, Старом Джуга подняла в Армении волну справедливого протеста. Создается впечатление, что ни один цивилизованный способ решения этого вопроса не дает результата.

Письма-обращения, направленные в международные инстанции и организации не предотвращают вандализм. Осуществляемая Азербайджаном антиармянская политика продолжается, в Армении обостряются антиазербайджанские настроения. Во время организованного по случаю Сумгаитской резни митинга звучали призывы ответить Азербайджану принятыми Азербайджаном принципами. Наиболее сильная волна протеста поднялась, когда убийцу армянского офицера Гургена Маргаряна Рамиля Сафарова назвали в Азербайджане национальным героем. О такой явно антиармянской политике свое мнение высказывают наши деятели культуры.

Сос Саргсян, актер: “Знаете, несколько дней назад я читал интервью с азербайджанским писателем. Он писал, что неважно, как убил Сафаров, главное, что убил и тем самым поднял дух нации. Мы должны отвечать так же. Мы должны охранять наши культурно-исторические ценности. Надо положить конец нашему христианскому слюнтяйству. Не знаю, что нужно делать конкретно, но при случае, может быть, и убивать”.

Ерванд Манарян, актер: “Если человек утром проснулся и решил совершить преступление, он это преступление совершит. Сафаров – убийца, он совершил преступление. Что мы можем сделать? Убить его? Это же глупо. Азербайджан уже сейчас называет нас страной “наемных убийц”.

Сурен Асмикян, искусствовед: “Мы должны понимать, что находимся в таком состоянии, когда выполняем отведенную нам роль. Есть поборники христианства, последователи ислама, и когда надо, их натравляют друг на друга. Например, распри по поводу карикатур просто смешны, в этом случае очень ловко используют исламских фанатиков. Мы сейчас должны быть начеку, чтобы в очередной раз не превратиться в игрушку. Без сомнения, мы не можем пожертваовать своими национальными ценностями. Можем кричать у дверей посольств, но давайте же осознавать, что это всего лишь игра. Достоевский сказал: “Нет ничего, что стоило бы одной слезинки ребенка”.

Даже сейчас мы не можем использовать плоды нашей победы. Можем говорить – смотрите, что делает Азербайджан с нашими ценностями и как решает межнациональные вопросы. Сегодня он постуапет так в Нахчиване, завтра, если будет возможность, поступит так же в Карабахе. Никто не надеется на то, что мы вернем Нахчивань, спасем наши ценности и поедем туда жить, но можно правильно использовать эту ситуацию и сказать миру, что то, что Азербайджан делает в Джуга, завтра будет делать в Амарасе или Гандзасаре.

Шушан Петросян, певица: Человек, который способен убить невинно спящего парня, или осквернять хачкар, не имеет права называться человеком. Азербайджан играет в цивилизацию, на самом деле он очень далек от цивилизации. Я бы очень хотела, чтобы убийство Гургена Маргаряна получило широкий отклик в нашей стране с первого же дня, даже чтобы поднялась настоящая истерия. Мы подняли волну протеста только тогда, когда его убийцу назвали в Азербайджане героем. Почему мы не кричали об этом тогда? Нужно было постоянно по разным СМИ поднимать этот вопрос, и активно отзываться. А до его героизации мы были безразличны, вот что страшно. Очень хотелось бы, чтобы каждый шаг в нашей стране организовался так же ответственно, серьезно и точно, как наши похороны. Я не согласна с той мыслью, что Азербайджану нужно отвечать его же оружием, не пойдем же мы разрушать их мечети и убивать?”.

Самвел Мкртчян, писатель, переводчик: “Сожжение флага Азербайджана на Площади Респупблики я считаю обычным хулиганским явлением. Это может сделать каждый из нас в наших дворах, каждый день. Это говорило о нашей слабости, и о том, что у нас нет отечественной власти. Можно сжигать чужой флаг во дворах, но такое делается в СИЛЬНЫХ странах. Антитурецкое, антиазербайджанское шоу 28-го февраля было организовано, чтобы отвлечь наше внимание от карабахского вопроса. А в качестве козла отпущения Кочарян, полагаю, выбрал Аркадия Гукасяна”.