Братья все ещё ведут переговоры

28/02/2006 Бабкен ТУНЯН

Через несколько дней весна вступит в свои права, а в вопросе поставляемого в Армению российского газа все еще нет ясности. Учитывая, что в случае повышения тарифов комитет РА по координировании общественных служб должен быть проинформирован об этом за 3 месяца, можно сказать, что армянские потребители до лета будут платить за газ ту же цену. Заместитель председателя вышеуказанной комиссии Николай Григорян заверил, что цены повысятся, однако насколько – он пока не знает.

По словам Н. Григоряна, мы не имеем права обвинять Россию за повышение цен на поставляемый в Армению газ, так как появившиеся в обороте 110 долларов США являются рыночной ценой. “В действительности наши жители не находят, что цены высокие, а жалуются на пустые карманы, говорят “наполните наши карманы, мы будем платить”.

“Наполнение карманов”, как видимо, наши власти ставят вне рамок своих обязанностей.

Что касается морально-ппсихологической стороны вопроса и обоснованности повышения тарифа, возникает вопрос, на который все дают уклончивые и неудовлетворительные ответы. Как получается, что российский газ через территорию Грузии доходит до Армении за 54 долларов США за 1000 кв/м, а внутри страны “Армросгазпром” доставляет потребителю голубое топливо дороже на 131 долларов – в 2.5 раза? Понятно, объясняют налогами, разными расходами и.т.д., однако добавление 150 процентов на цену имортируемого газа на самом деле трудно убедительно объяснить. Из этого можно сделать два вывода: либо “Армросгазпром” получает дополнительную прибыль, либо то, что пытается доказать “Газром” – такая цена несравненно ниже рыночной.

Относительно последствий все единогласны, это повлияет на общие цены, однако касательно размеров такого влияния мнения расходятся. Мы уже говорили о мнениях министра экономики РА Армена Мовсисяна и министра торговли и экономического развития Карэна Чшмаритяна. Напомним, что, по словам А. Мовсисяна, в случае цены на газ в размере 110 долларов США, цена на электроэнергию повысится на 3-4 драма. Того же мнения придерживается Н. Григорян, который заявил, что они провели подсчеты, имея в виду возможные цены 70, 90 и 110 долларов США и выяснили, что электроэнергия подорожает минимум на 3 доллара. То есть, можно сказать, что “минимум” относится к 70 долларам.

С точки зрения повышения цен, подорожание газа привлекло внимание также Центрального банка. По мнению специалистов ЦБ, вследствие повышения цен на газ, возможно общее подорожание на 0.5 процентов, так что предусмотренное на 2006 г. 3-хпроцентное подорожание не подвергнется ощутимым изменениям. Центральный Банк считает также, что эти изменения дадут о себе знать в 2007 г.

Напомним, что с этим мнением частично не согласен советник министра торговли и экономического развития Меружан Акобян. Последний считает, что повышение цен на газ серьезно повлияет особенно на энергетические отрасли промышленности.

А по мнению экономиста Эдуарда Агаджанова, цены взлетят до 10-15%. Экономист объясняет это “странностями” армянского рынка, когда при повышении цен на один товар, цены на другие, без всякой причины, поднимаются тоже. Такое отношение проявляют в основном энергоносители – бензин, дизельное топливо, газ, электроэнергия и пшеница.

Отметим, что многие российские специалисты пытаются объяснить этот шаг России тем обстоятельством, что РФ, без серьезной на то причины, не повысила бы тариф на поставляемый газ, так как тут действует много российских компаний, которым это тоже не на руку.

Действительно, по словам замминистра торговли и экономического развития Тиграна Давтяна, сегодня в Армении есть около 500 компаний, имеющих российский капитал. Однако приводимый россиянами в качестве главного примера РАО ЕЭМ, которому принадлежит самая крупная система – Разданская ТЭС, вряд ли потерпит ощутимые убытки. Если в результате повышенных цен компании, производящие другие товары, могут столкнуться с проблемами, связанными с конкуренцией, то производство Разданской ТЭС вне конкуренции. Повышение тарифа электроэнергии на 3-4 драма вряд ли будет иметь существенное влияние на объем потребления.

Так или иначе, нам не остается ничего иного, как ждать чьи прогнозы окажутся правильными. “А стратегические партнеры” все еще продолжают вести переговоры вокруг цен на газ. По крайней мере, так говорят.