Армен Арутюнян – человек Кочаряна

07/02/2006 Лилит СЕЙРАНЯН

Учитывая печальный опыт с Ларисой Алавердян, Роберт Кочарян больше не доверяет кандидатам из коалиции. А вот А. Арутюнян – из списка самых доверенных и является венным служащим президента – Р. Кочарян лично убедился в этом, подвергнув А. Арутюнян целому ряду испытаний. Но если президент в этом отношении не питает к А. Арутюняна сомнений, то коалиция все еще нуждается в доказательствах.

Итак, уже 6-го февраля, на первом же заседании весенней парламентской сессии, коалиция выполнит требование Р. Кочаряна и поставит на утверждение НС кандидатуру Армена Арутюняна как будущего омбудсмена. В этой связи в парламенте уже идет серьезная работа: представители коалиции агитируют и убеждают все фракции и группы НС проголосовать за А. Арутюняна. «Ходят с бумажкой, и если кто говорит «да», тут же ставят галочку», – поведал один из некоалиционных депутатов, заметив при этом, что сделать А. Арутюняна омбудсменом будет для коалиции довольно непростым делом, поскольку «на нем стоит печать – «человек Роберта Кочаряна».

Коалиция, однако, возлагает свои надежды на то, что у фракции «Справедливость» нет своего кандидата на должность омбудсмена, поэтому конкурентов у А. Арутюняна на первом заседании не будет. Дело в том, что фракция справедливость после своего вчерашнего полуторачасового заседания решила не предложить конкретную кандидатуру, а потребовать, чтобы НС заслушал отчет Ларисы Алавердян, после чего они и определятся – поддержать ее или кандидатуру Рубена Торосяна, являющегося также кандидатом фракции «Национальное единение».

Кстати, вчера же Арташес Гегамян заверил в беседе с нами, что все члены его партийной фракции поголовно заверили подписями свое согласие отдать голоса за Р. Торосяна, и что они обязательно предложат на первой же сессии НС его кандидатуру. Что же касается кандидата коалиции А. Арутюняна, то А. Гегамян сказал: «Я могу привести доказательства в пользу Торосяна, и немало. Коалиция, думаю, сможет сделать то же самое в пользу А. Арутюняна. В человеческом и личном смысле я отношусь к Армену очень положительно».

«Для нас очень приемлема кандидатура Ларисы Алавердян. Мы считаем, что она выполнила свою работу и за это недолгое время сделала все, чтобы институт защитника прав человека состоялся. Но мы подчеркнули также, что приемлема и кандидатура Рубена Торосяна», – поведала нам после заседании фракции «Справедливость» Рузанна Хачатрян. Но если НА не согласится заслушать отчет Л. Алавердян, то как отреагирует на это оппозиция? На этот вопрос Р. Хачатрян ответила так: «Мы поднимем вопрос об отчете, а если он не будет принят, то проинформируем о том, что предпримем. Отказавшая сторона должна привести очень серьезные доводы в пользу отказа, а таких доводов просто не существует. Речь идет о выполнении требований закона». Что же касается кандидатуры Армена Арутюняна, то г-жа Хачатрян заметила, что человек с четкой партийной позицией не может быть омбудсменом. «Все эти годы он представлял интересы конкретной силы и конкретного человека – Роберта Кочаряна, – сказала она. – Он был представителем Кочаряна и соавтором проекта поправок к Конституции. Кроме того, он никогда в данной сфере не работал, и одно лишь то, что он юрист, для нас не аргумент и не доказательство, что он может быть также хорошим омбудсменом. С учетом этих обстоятельств мы сочли его неприемлемым для нас кандидатом».

По словам председателя партии «Национальное возрождение» Альберат Базеяна, вопрос омбудсмена имеет для них принципиальное значение и лежит никак не в личной плоскости. «Вопрос о том, почему власти решили сменить Ларису Алавердян, ими же назначенного омбудсмена, является для нас принципиальным. Следовательно, мы желаем и требуем дать Л. Алавердян возможность представить отчет – чтобы общественность и политические силы могли понять, почему ее хотят сменить, и дать свою оценку этому, – сказал А. Базеян. – Для нас принципиально и то, почему действующие власти обязательно желают предложить и избрать на пост защитника прав человека именно представителя властных кругов. Ведь это может быть и человек независимый – кто-то из правозащитников или даже оппозиционных кругов. В конце концов, этот самый омбудсмен призван защищать попираемые интересы общества или оппозиции, а не власти. В нашей стране положение таково, что власти не особенно нуждаются в защите со стороны омбудсмена. В беседе с нами А. Базеян заверил также, что любой кандидат от власти будет для них неприемлем, а Л. Алавердян, «совершенно очевидно, из кругов власти, защищала и представляла представленный властями проект конституции».

Столь же принципиален этот вопрос и для члена оппозиционного блока, председателя Демократической партии Армении Арама Г. Саркисяна, который, кстати, по его словам, не имеет каких-либо личных проблем ни с кем, в том числе и с А. Арутюняном. «Почему сегодня отвергается Лариса Алавердян, которая была назначена президентом? Пусть Л. Алавердян представит свой отчет, чтобы мы могли определиться. Если она убедит многих, что она действительно сделала все возможное, то возникнет вопрос: почему мы отвергаем ее вообще? Если же окажется, она действительно была не на своем месте, то в этом случае или я определим свою позицию относительно того или иного кандидата. Мы, как оппозиционная сила, желали бы видеть на этом посту человека, который окажется более принципиальным и не будет цепляться за властную систему».

А вот члена партии «Республика» Гегама Арутюняна больше всего интересует то, почему власти отказываются от дальнейших услуг Ларисы Алавердян и какие из ее действий им не понравились. «Для оппозиции это вопрос принципиальный, поскольку у нас создалось следующее впечатление: если кто-то в звене власти пытается в своей работе самостоятельность и волю, то он просто вытесняется из системы – даже если назначен ими же», – сказал Г. Арутюнян. Он напомнил также о звучавших во время обсуждения поправок к Конституции громогласных утверждениях о том, что в случае их принятия возрастут полномочия НС, в частности, право выдвигать кандидатуру омбудсмена перейдет от президента к парламенту. «Однако мы понимаем, откуда вышла кандидатура Армена Арутюняна, – заметил депутат. – Она вновь вышла из президентского дворца, чему вновь рукоплещет НС. То есть, это показывает: то, о чем всего несколько месяцев назад трубили власти и, в частности, коалиция – что, мол, Конституция создаст новую ситуацию в стране, – было всего лишь пустыми словами. В действительности ничего ни в стране, ни в подходах властей не изменилось». Г. Арутюнян напомнил об одном из широковещательных заявлений, сделанных до референдума: «Много говорилось и о том, что поле действия защитника прав человека будет расширено. Но мы увидели и убедились, что вот уже полтора месяца, как граждане Армении лишились защиты своих прав со стороны такого института, как институт омбудсмена. Власти незаконным указом ликвидировали офис омбудсмена, и он сегодня не действует». Приводит Г. Арутюнян и еще одно соображение: «Власти должны были сознательно уступить право выдвижения омбудсмена оппозиции, поскольку права человека должны защищаться именно от беззаконий различных звеньев власти. И если власть назначает на должность омбудсмена своего же человека, то становится очевидным, что сама себя она контролировать не будет, разве не так? Понятно, что в этом случае омбудсмена, начиная с какого-то момента, начнут сковывать – как и в случае с Ларисой Алавердян».

Тем не менее, оппозиция, прекрасно осознавая все эти реалии, все еще продолжает простодушно лелеять надежду, что 6-го февраля власти выполнят их требования и ради ублажения оппозиции дозволят Ларисе Алавердян беспрепятственно подняться на трибуну НС и представить свой отчет…

P.S. Ответственная за связи с общественностью ДПА Рузанна Хачатрян сообщила также, что они направили в Конституционный суд письмо-протест за 27-ю подписями, требуя рассмотреть вопрос о незаконных выселениях жителей улицы Бузанда. Напомним, что с таким же требованием в КС обращалась и Лариса Алавердян.