Птичий грипп: убытки от страха

07/02/2006 Ара ГАЛОЯН

В последнее время начали меньше говорить о птичьем гриппе. Причиной стали нынешние морозы. Последним звеном распространения этой эпидемии стали восточные районы Турции, где вот уже 10 дней отмечается рекордно низкая температура. Почти 30-иградусные морозы вытеснили птичий грипп из сообщений СМИ. Он перестал быть головной болью для органов здравоохранения, а эпидемиологи получили передышку до весны. Поэтому сейчас вполне удобно прикинуть тот экономический ущерб, который нанесла общественная паника перед птичьим гриппом. Тем более, что экономика сейчас остались один на один с этой паникой. Птицеводство, как отрасль экономики, состоялась в Армении в конце 90-х годов. А до этого наш рынок был наводнен заокеанским птичьим мясом – знаменитыми «ножками Буша», а также яйцами из Ирана и Турции. В самом же начале 90-х все птицеводческие хозяйства Армении мгновенно обанкротились, а индивидуальное сельское хозяйство оказались не в состоянии удовлетворить спрос на птицу и яйца. В 1998-м, когда стало ясно, что энергетический кризис преодолеет, в Армении начались первые из птицеводческих фабрик. Постепенно развиваясь, они в течение нескольких лет обрели также экспортную направленность. По официальным данным, производство птичьего мяса коммерческими предприятиями с 1999-го года увеличилось в 41 раз, а производство яиц – примерно в 5 раз. По тем же официальным данным, 80-85 процентов потребляемого сегодня в стране птичьего мяса производят крупные птицефабрики, остальные же 15-20 процентов выпадает на долю крестьянских хозяйств. Половину всех яиц также производят птицефабрики.

В конце 2005-года эта динамично развивающаяся отрасль испытала жестокий удар. И речь тут не столько о птичьем гриппе, сколько в общественной панике, возникшей в его ожидании. По сравнению с 2000-м годом поголовье птице в Армении выросло почти в 4 раза. Для производственных предприятий это поголовье стало причиной головной боли. В декабре потребление птичьего мяса сократилось примерно в 3 раза. Не помог даже предновогодний торговый ажиотаж. Как производители, так и владельцы магазинов считают, что 2006-й год будет даже более жестоким. Ни население, ни объекты общественного питания почти не покупают птицы. Жители приграничных с Турцией сел и городов Армении, державшие птицу, забили всю домашнюю птицу – их холодильники в буквальном смысле этого слова забиты, негде даже держать остальные продукты. В конце декабря деревенские куры шли на ереванских рынках по невероятно низкой цене – за 250-500 драмов. Перепуганные возможных проникновением заразы из Турции, санитарные врачи запрещали продажу птицы и птичьего мяса. Производители также пошли на сокращение поголовья. Так, например, на птицефабрике «Арзни» оставили ровно столько птицы, чтобы в случае эпидемии свести убытки к минимуму. Однако птицефабрики, в отличие от мелких крестьянских хозяйств, не могут заложить в холодильники всю забитую птицу. Во-первых, хотя бы потому, что таких больших холодильников нет ни у кого. А во-вторых, затраты на хранение не могут быть обоснованы, поскольку неясно, когда спадет паника. Самое тяжелое положение сложилось с реализацией яиц. Складировать яйца вообще очень нелегкая и технически почти невыполнимая задача. На прошлой неделе производители вынуждены были даже снизить цены – стоимость яиц на рынке упала в среднем на 15 процентов. Эта «акция» пока не дала ощутимых общественных результатов – как и публичная акция директора Лусакертской птицефабрики. Государство пока никак не поддержало производителей. Разве что министр здравоохранения в одном-двух своих выступлениях опроверг слухи о птичьем гриппе в Армении. А вот в Турции, где обнаружился птичий грипп, государство призвало владельцев ферм и крестьян сдавать имеющуюся у них птицу, причем выплачивало за каждую курицу 4 доллара, а за индейку – 10. Что и говорить, мера эта была крайней, но общественно оправданной. Директор птицефабрики «Арзни» также призвал своих работников забить имеющихся у них на подворьях птицу, обещав после ликвидации опасности эпидемии возместить потери живой птицей. Однако такого рода инициативы наших производителей не получили необходимой общественной оценки и поддержки.

Потеря поголовья птицы в Армении нежелательна. И не только потому, что разорятся несколько десятков собственников, а несколько тысяч человек лишатся рабочих мест. Перед серьезными проблемами оказывается вся наша экономика, а точнее – пищевая промышленность. По официальным данным, общее поголовье птицы в республике составляет около 2 млн 300 тысяч. Половина из них выпадает на долю крупных предприятий, другая – крестьянских хозяйств. Утрата поголовья будет иметь серьезные экономические последствия. В 1998-м году, когда на внутреннем рынке упала цена на свинину, свиноводство стало для крестьян нерентабельным. Государство и тогда даже пальцем не пошевелило, чтобы выправить положение. В результате после «великого забоя» тех лет свинина у нас и до сих пор стоит непомерно дорого, а само свиноводство развивается стихийно.

Как только заходит речь об оказании государственного содействия какой-либо отрасли сельского хозяйства, Минсельхоз тут же заявляет, что нет соответствующих средств. Но речь-то ведь не столько о финансовом содействии, а об организационной, консультативной помощи!