Решающая встреча

01/02/2006 Лилит СЕЙРАНЯН

Прогнозы относительно того, что проблема Карабаха будет окончательно решена в 2006-м году, звучат не только из уст политических деятелей Армении. Такие же заявления делают многие высокопоставленные функционеры различных международных организаций, утверждающие, что стороны переговоров очень близки к окончательному урегулированию и что оно будет достигнуто в течение уже этого года.

По утверждению многих аналитиков, на предстоящей 10-го февраля в Париже встрече Кочарян-Алиев будет, в конце концов, подписан документ «Об основополагающих принципах урегулирования», навязанный сторонам Западом.

Руководитель фракции НС «Республиканцы» Галуст Саакян вовсе не уверен, что имеется подобный документ, который на февральской встрече предъявят президентам для подписания. «Реально, что будет обсуждаться вопрос размещения миротворческих сил, – сказал Г. Саакян. – Все остальное и в Армении, и в Азербайджане – надуманные мысли, постоянные обращающиеся с целью различных политических спекуляций. На самом же деле есть просто люди, которые пытаются уверить общественность, что знают ого-го как много, и спекулируют на этом».

Председатель Союза политологов Армении, депутат НС Амаяк Ованнисян считает, что в данный момент, накануне самой встречи, не следует заниматься политическими прогнозами относительно того, будет ли 2006- год переломным для решения карабахской проблемы. Да и вообще, депутат-политолог, зная возможности и позиции сторон, не видит оснований для того, что проблема «войдет в русло конкретных решений», и не питает относительно этого никаких надежд. «Хотя сопредседатели Минской группы с обнадеживающими интонациями заявили, что 2006-й год станет переломным, тем не менее, позиции сторон сегодня существенно разнятся, – сказал А. Ованнисян. – Если Азербайджан примет за основу, что в формировании позиции Армении приоритетной является позиция НКР (что не предполагает прогнозов о возможности достичь разрешения), то вполне можно следует предположить, что на этом этапе, может быть, удастся сблизить представления сторон и сделать стороны более терпимыми к проблемам друг друга. Однако достичь окончательного решения не удастся».

Секретарь блока «Справедливость» Виктор Даллакян отнюдь не связывает окончательное разрешение карабахской проблемы с предстоящей встречей президентов двух стран. В этой аспекте у него имеется гораздо более серьезный анализ. «Действующие и прежние сопредседатели Минской группы выступили с заявлениями, что 2006-й год может быть решающим в смысле разрешения конфликта, – говорит он. – То есть, мировое сообщество дает подобные оценки. Кроме того, Вардан Осканян подтвердил, что имеется связанный с основными принципами одностраничный документ, который он разработал совместно с Мамедъяровым. То есть, имеется разработанный документ относительно принципов, при этом в данном случае количество страниц значения не имеет. Так, например, принцип может быть таковым: НКР не может быть в составе Азербайджана. Но если подобный документ уже существует, да к тому же, по словам Осканяна, он может стать основным документом и осталось только детализовать его, то это дает мне основания предположить, что в течение 2006-го года решение вопроса возможно. Кроме того, -добавляет г-н Даллакян, – люди сделали заявление, а ведь это серьезные люди. В 2006-м году возможно подписание документа об общих принципах».

Другой депутат от того же блока, Арам Г. Саркисян, высказывает следующее мнение по данному вопросу: «Если г-н Кочарян уже решил уйти со своей должности, то он может со спокойной душой подписать любой документ. Потому что после подписания такого документа он вряд ли сумеет остаться в Армении хотя бы день». На наш вопрос, возможно ли, чтобы Россия или Запад навязали в ходе встречи какой-то определенный вариант урегулирования, г-н Саркисян ответил: «Принуждение в этом смысле, думаю, может последовать только со стороны Запада – поскольку РФ заинтересована в том, чтобы в регионе не размещались войска НАТО. Здесь очень активно сыграют интересы Ирана и России. Так что да – с этой точки зрения такое принуждение может быть со стороны именно США или других стран Запада – чтобы как можно скорее изменить формат сил в этом регионе. Эта встреча не станет роковой, как сказал Аркадий Андреасян, но будет достаточно определяющей». Председатель Демократической партии Армении почти убежден, что в ходе встречи 10-го февраля какого-либо окончательно решения принято не будет, однако уверен и в том, что оттягивать его Р. Кочарян может лишь еще несколько месяцев: «До мая, но не больше, время у него есть».

В. Даллакян по данному вопросу настроен довольно оптимистично и считает, что на власти Армении и Азербайджана прямого политического давления не будет. «Предполагаю, что великие державы, в частности США, в вежливой форме дадут им понять, какого рода решения могут быть приняты, и я не думаю, что будет оказано грубое давление, – продолжает свой анализ г-н Даллакян. – В сущности, мировое сообщество в каком-то смысле закрыло глаза на беззакония, происшедшие в ходе парламентских выборов в Азербайджане и референдума по Конституции в Армении. Тогдашний председатель ОБСЕ Рупель заявил в Баку, что им нужна стабильность, поскольку ожидаются определенные решения по Карабаху. Яснее этого мировое сообщество не могло сказать о том, что он не дало жестких оценок тем беззаконным процессам, которые имели место в обеих странах, – давая нам «окно» для решения проблемы. А это значит, что мировое сообщество пытается кое-что внушить обоим государствам. И это висит над ними обоими подобно дамоклову мечу. Каковы будут результаты и последствия, покажет 2006-й год».