Семейная свара или столкновение интересов?

30/01/2006 Армен БАГДАСАРЯН

Самой актуальной из обсуждаемых в эти дни в Армении тем является, бесспорно, газовая проблема. Причем речь тут и сроках восстановления взорванного газопровода, и неудачные пока что переговоры с российской стороной по поводу цен на газ. Но, тем не менее, газовая тема – лишь самый первый и самый бросающийся в глаза аспект общей проблемы. На самом же деле предмет обсуждения намного всеохватней. На повестке дня стоит, в сущности, вопрос пересмотра армяно-российских отношений. И с этой точки зрения очень важно понять, как воспринимается в Армении Россия и как воспринимается в России Армения.

Комплекс «младшего брата»

Десятилетия подряд Россия воспринималась в Армении как «старший брат», «спаситель армянского народа», «стратегический партнер» и т. д. Это восприятие до сих пор довольно прочно коренится в нас. Настолько прочно, что даже участники Карабахской войны, несколько лет подряд принимавшие участие в военных действиях и ни разу не увидевшие рядом ни одного русского, могут вдруг глубокомысленно изречь, что, мол, «без России мы не могли бы победить». На самом деле русские (советские) войска приняли участие в военных действиях – совместно с азербайджанцами захватили Шаумяновский район, однако этот факт не оставил никакого следа в нашем национальном восприятии.

То же самое продолжается и сегодня. Всего несколько недель назад в Ереване провели социологический опрос, и оказалось, что более половины опрошенных не верили, что Россия взвинтит для нас цены на газ. И это в том случае, когда высокие российские чины не раз уже заявили: все уже определено – Россия будет руководствоваться исключительно рыночными соображениями!

Фактически мы до сих пор верим в «братские» чувства к нам русских и продолжаем всячески лезть из кожи, чтобы понравиться «старшему брату» – зачастую за счет унижения собственного достоинства. Более того, мы пытаемся навязать русским и собственное восприятие армяно-российских отношений. И это со всей откровенностью показала торжественная церемония открытия Дней Армении в России. Впечатление было таким, будто Армения – не суверенное государство, а некий район, поставляющий России шабашников, а сверхзадачей мероприятия было показать, что эти шабашники, оказываются, обладают и кое-какой культурой…

«Солнечная Армения»

А как же воспринимают в России Армению? Разумеется, русские не видят особой разницей между «солнечной Арменией» и, скажем, «солнечным Туркменистаном». За тем лишь исключением, что отношение к нам чуть более презрительное. И когда русский чинуша называет Армению «форпостом», то дело вовсе не в том, искренен ли он или врет. А в том, что искренне считает, будто тем самым делает Армении комплимент. То есть, Армения, в его представлении, это некая страна, для которой быть форпостом России – великая честь. И в этом не виноват. Это мы сами себя так поставили.

Задумай Россия обманывать нас и попадись мы на этот обман, все было бы еще не так плохо. Однако все дело в том, что Россия и не думает обманывать нас. Так, например, русские не раз заявляли, что в вопросе Карабаха они нам не союзники и видят решение вопроса только в том, чтобы Карабах остался в составе Азербайджана. Насчет газа тоже заявляли, что политика тут ни при чем, и они руководствуются исключительно соображениями собственной экономической выгоды. А недавно министр обороны России сделал и вовсе сенсационное заявление: что Россия будет продавать Армении и Азербайджану оружие также лишь исходя из коммерческих соображений. То есть, Россия всячески пытается «раскрыть нам глаза» и заставить избавиться от комплекса «младшего брата». А мы все продолжаем славить тот самый «благословенный миг».

Так что «газовые страсти» последних месяцев внесут ясность в очень важный для нас вопрос: сможем ли мы избавиться от этого комплекса, или нет? И, кстати, если сможем, то армяно-российские отношения от этого нисколько не пострадают. Даже напротив – они будут зиждиться на более прочной и практичной основе. Опыт показывает, что отношения, построенные на односторонней любви, не идут ни в какое сравнение с отношениями, основанными на взаимной выгоде.